Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Мы не должны вводить посетителей в заблуждение»

Деревянная скульптура «Христос с темнице». Фото: Екатерина Жмырова / «Русская Планета»
Реставратор тамбовского краеведческого музея Олег Котов о шедеврах, прошедших через его руки
Екатерина Жмырова
15 июля, 2016 16:14
9 мин
Когда-то в тамбовском краеведческом музее был целый отдел реставрации, в котором работали пять художников разной специальности. Сейчас остался всего один человек — Олег Котов. Мастеру по деревянной скульптуре приходится заниматься всем — и фарфором, и камнем, и металлом, и живописными полотнами. Корреспондент «Русской планеты» побывала в мастерской художника-реставратора, чтобы узнать о тонкостях профессии и истории самых необычных экспонатов, которые удалось сохранить.
– Я поступил на работу в областной краеведческий музей в 1994 году, — рассказывает Олег Котов. — Прочел объявление, что музею требуется художник и захотел попробовать. До этого я работал совсем по другой специальности — инженером-строителем, но когда-то окончил художественную школу и имел опыт оформительских работ. Музей тогда находился в тяжелейшем положении. Был разбросан по нескольким зданиям. Остатки экспозиции еще находились в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, который уже вернули епархии, но не все фонды вывезли. В общем, музею мужики крепкие требовались, вот меня и взяли.
Во время переезда в дальнем углу сырого хранилища были найдены две парные каменные вазы из селенита. Они находились в тяжелейшем состоянии, даже выпали из музейных фондов. Когда обнаружил эти вазы, сразу же возникло огромное желание возродить их, но квалификации не хватало. Потребовалась стажировка. Практически за свой счет я поехал учиться в Москву, в научно-реставрационный центр имени Грабаря. В период стажировок параллельно проходил консультации по камню. Отдел каменной скульптуры в то время возглавлял заслуженный реставратор России Аркадий Антонян. Он оказал неоценимую помощь при реставрации ваз. Пришлось заменять практически все детали. В том числе доставать нержавейку для каркаса на заводе «Комсомолец». На реставрацию ушло порядка двух лет. С 1999 года одна ваза стоит в экспозиции. Вторую пока завершить не удалось, сейчас она восстановлена где-то на три четверти, но мне все-таки очень хочется завершить это дело до выхода на пенсию.
Об истории этих парных ваз почти ничего неизвестно. Это примерно конец XVIII века. Скорее всего, итальянская привозная работа. Видимо, цеховая. На барельефе изображен римский император Август Октавиан. Безусловно, они были вывезены из какой-то дворянской усадьбы, но выяснить, из какой именно, по фотоматериалам не удалось. Скупая запись в инвентарной книге указывает на имение Строгановых в Знаменке. В Моршанском краеведческом музе, который обладает богатейшими фондами, но сейчас, к сожалению, закрыт на реконструкцию, за каждой вещью — история. Настолько скрупулезно там все это собиралось художником и коллекционером Петром Ивановым. Для Тамбовской области это такая же крупная фигура, как для России Игорь Грабарь. В тамбовском музее, к сожалению, история многих экспонатов утрачена.
– В свое время у нас в мастерской было пять человек — реставраторы мебели, посуды и даже таксидермист (специалист по изготовлению чучел животных — Примеч. РП). Сейчас мне приходится заниматься всем одному. И это большая проблема и даже беда нашего краеведческого музея. Музейная реставрация — это очень тонкая работа, принципиально отличающаяся от коммерческой реставрации. Музейные экспонаты, как правило, нельзя эксплуатировать, к ним нужно относиться очень бережно. Такая реставрация руководствуется определенными принципами. Первый — это неприкосновенность подлинника. Мы не занимаемся поновлением, новоделом, а максимально сохраняем автора. Потом следуют три «о». Первое «о» — это обратимость методов. То есть предполагается, что человек смертен, а вещь живет в веках. Постепенно она будет устаревать и потребует повторной реставрации. И нужно сделать так, чтобы другие поколения могли вернуться к исходнику. Потому что технологии меняются, появляются новые материалы, методики. Важно, чтобы ты не испортил первоначальную вещь. Второе «о» — это открытость методов. Если мы говорим о коммерции, то ремесленники всегда пытались скрыть свои секреты. Из-за этого мы, например, до сих пор не можем раскрыть секреты лака на скрипке Страдивари. Это была коммерческая тайна, рыночная конкуренция. А советская школа реставрации, заложенная Грабарем, руководствовалась открытостью. Мы можем и даже обязаны в профессиональной среде все это обсуждать, рассказывать о своих методах. И третье «о» — отличимость. Мы не должны вводить посетителей в заблуждение, фальсифицировать. Внимательный зритель, посмотрев на предмет, должен увидеть то, что привнесено в вещь. Та ваза, о которой я рассказывал, смотрится цельной, а утраченные фрагменты восстановлены  несколько светлее. В живописи, в реставрации мебели этот принцип сводится к минимуму. Порой это можно определить только с помощью приборов. А, допустим, при реконструкции археологических находок все вообще делается на контрасте, чтобы подлинник был виден невооруженным глазом, и зритель мог понять, в каком виде вещь была найдена, в каком состоянии она находилась.
Если говорить о деревянной скульптуре, которая является моей основной специализацией, в нашем музее есть уникальные экспонаты. По сути, деревянная скульптура — это икона в пространстве. Живопись — наибольшая ценность. Например, вот этот сюжет: моршанская скульптура «Христос в темнице». Технология изготовления классической иконы — дерево, левкас, темперная живопись.
Реставратор Олег Котов с восстановленной вазой конца XVIII века. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская Планета»
Реставратор Олег Котов с восстановленной вазой конца XVIII века. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская Планета»
Вообще, судьба деревянной скульптуры в России трагична. Гонения на нее начались еще во времена Петра I. В 1722 году Священный Синод запретил деревянную скульптуру, посчитав ее католическим веянием. Началось массовое удаление таких композиций из церквей. Подобные запреты выходили неоднократно и в постпетровское время. Но, поскольку эти скульптуры изображали святых, их не выкидывали, сохраняли в так называемых рухлядных. В глубинке, в провинции скульптура оставалась в храмах, в  частности в Моршанском уезде они здесь сохранились целым пластом. По этим скульптурам видно, что это вещь из народа, очень самобытный и интересный стиль. Их делали художники, которые не получили классического академического образования, но были очень талантливы. Когда я первый раз увидел эти гротескные лица, они произвели на меня чрезвычайно сильное впечатление. Эти ангелы с грушевидными щеками символизируют силу и здоровье. Самое интересное, что приезжая в Моршанск и гуляя по городу, я начал замечать людей со сходными чертами.
Около месяца назад в Тамбове и Мичуринске была презентована старинная картина «Портрет Агафьи», на которой изображена девушка в праздничном крестьянском костюме Тамбовской губернии. Это было мероприятие с участием художников, искусствоведов, краеведов. Все говорили о тайне утраченного шедевра и об истории его восстановления. А началось все около пяти лет назад. Один тамбовский коллекционер купил картину за большие деньги, приняв за русский портрет XVIII века, что является большой редкостью. Она была в руинированном состоянии. Картину буквально нельзя было взять в руки, она просто рассыпалась, что практически исключало транспортировку. И вот этот рассыпающийся холст кое-как упаковали между двумя картонками и привезли мне. На обратной стороне я увидел надпись, которую нельзя было разобрать невооруженным глазом. Но когда я прочел ее в ультрафиолетовом свете, понял, что картина представляет огромное краеведческое значение. Надпись гласила: «Съ Агафьи, писала Екатерина Надежина под смотрением отца. 1860 г., г. Козлов». А Афанасий Надежин — личность для нашей губернии легендарная. У него в Мичуринске, бывшем Козлове, была целая живописная школа. Одна из картин Надежина «Портрет Л.А. Путятной» хранится в Государственной Третьяковской галерее. Все остальные его работы были утрачены во время пожара в Козлове в 1865 году.
Узнав, что портрет написан в 1860 году, коллекционер был разочарован, так как это не XVIII век. Позже картина попала к тамбовским меценатам Носковым, благодаря которым и состоялось возрождение шедевра. Я поместил полотно между двумя листами оргстекла и жестко закрепил конструкцию для транспортировки в центр Грабаря, где она была блестяще восстановлена. Есть предположение, что и сам Афанасий Надежин приложил руку к написанию шедевра, так как лицо крестьянки передано более детально и профессионально, чем, например, руки. Сейчас есть идея провести графологическую экспертизу надписи на холсте с целью определения почерка — Надежин ли? При его совпадении можно было бы сделать вывод об участи отца в создании полотна, что значительно увеличит ценность.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ