Новости – Общество
Общество
«Кто-то считает нас бездельниками»
1. Кандидат филологических наук, доцент Олег Карнаухов. Фото из личного архива.
Зачем тамбовские интеллигенты-энтузиасты проводят частные экскурсии по городу
14 января, 2016 02:39
7 мин
В середине декабря 2015 года тамбовские градозащитники организовали первую экскурсию для всех желающих по малоизвестным архитектурным объектам, которые не признаны памятниками истории. Такие экскурсии, которые помогут тамбовчанам взглянуть на город свежим взглядом, планируется проводить ежемесячно. «Русская планета» поговорила с одним из экскурсоводов — филологом, блогером и градозащитником Олегом Карнауховым и узнала, почему кандидата филологических наук увлекает архитектура в целом и стиль «модерн» в частности.
– Почему вы занялись краеведением и изучением архитектурных стилей?
– Мое знакомство с архитектурой Тамбова началось с экскурсии, на которую нас — первокурсников педагогического института — повела наша преподавательница, легендарная Лия Соломоновна Кауфман. Мы заглянули в тихие тамбовские улочки, совсем иначе посмотрели на польский католический костел. Чего только мы ни изучали на факультете иностранных языков, в том числе и культурологию. В 1994 году я поехал учиться в Германию. Хотел овладеть немецким языком разных сфер жизни, ходил на лекции по истории, филологии, теории перевода и, конечно, искусству. На семинарах, которые проходили в том числе в музеях Кельна, впервые познакомился с немецким модерном — «югендстилем». Приехав в Тамбов, начал открывать для себя русский модерн и нашу архитектуру вообще. Улицу за улицей я исходил вдоль и поперек весь «старый» Тамбов. И вот, спустя двадцать лет, сам пытаюсь показать моим землякам уникальные уголки нашего города.
Жилой дом на Тельмана, 25, модерн. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»
– Как появилась идея провести первую экскурсию?
– Идея возникла в ходе моей градозащитной деятельности. В одном из писем в областное управление культуры я сетовал на скудность популяризации тамбовской архитектуры. Из ответа понял, что лучше не будет. По крайней мере, пока у чиновников нет возможности и желания проводить дни архитектуры с экскурсиями. Если что-то и делается, то ограничивается церковной архитектурой, которую каждый может посетить и сам. В одной из бесед с моей коллегой — градозащитницей из Москвы Евгенией Твардовской — мы затронули тему проведения экскурсий по интересным местам с рассказами о памятниках. Эта же мысль прозвучала от московского архитектора и ученого-искусствоведа Екатерины Шорбан. Чуть позже мы, тамбовские градозащитники, провели экскурсию для работников областной администрации. Поняли, что нужно аргументировать, показывать достоинства, объяснять чиновникам, почему тот или иной дом заслуживает сохранения как памятник, что в нем уникального. У нас сформировался коллектив — искусствоведы, архитекторы, строители, краеведы. Это образованные, интересные и, главное, неравнодушные люди. Хотя то, что мы делаем, не все воспринимают однозначно. Кто-то видит в нас источник критики, но именно благодаря этой критике нам удается привлечь внимание горожан и властей к проблеме сохранения культурного наследия. Кто-то считает нас бездельниками, хотя у каждого из нас есть работа, семьи, дети, а у кого-то уже и внуки, круг научных интересов, публикации.
Дом Гегелло на Сергеева-Ценского, 32, неоготика + модерн. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»
– Почему возникает такое странное отношение?
– Есть люди, которым трудно себе представить, что можно заглянуть за край обыденного, делать что-то не только для себя. Есть и такие, кто называет нас непрофессионалами. Взять, например, меня — конечно, я не профессионал в области градозащиты, я не историк, не дипломированный искусствовед, но никто не может запретить мне заниматься самообразованием — читать, в том числе на иностранных языках, анализировать, сопоставлять, общаться со специалистами. Сейчас, в век интернета, нет границ для общения. Я состою в переписке со многими специалистами из Москвы, Санкт-Петербурга, Германии и Голландии. Я считаю, что энтузиазм приносит порой более весомые плоды, чем казенщина.
– Почему вас увлек именно модерн?
– Первая экскурсия, которую мы с моими коллегами-энтузиастами провели в середине декабря, называлась «Тамбовские неостили». Тамбовская архитектура конца XIX–начала ХХ веков — это стилевое разнообразие. Дома этого периода пока еще мало изучены, не получили должной оценки, не выявлены как памятники. Нам хотелось показать участникам экскурсии весь спектр европейских и сугубо русских направлений в архитектуре. Это время получило название «прекрасная эпоха» (фр. «Belle Époque». — Примеч. Олега Карнаухова). Активно использовались новейшие технологии и новые строительные материалы, применялись необычные формы, моделирование пространства. Уникальность Тамбова в том, что город не был разрушен во время войны, сохранилась его изначальная планировка. Пока еще можно спасти и сохранить его красоту, дать возможность для развития туризма, ремесел, предпринимательства. Что касается модерна, то это один из наиболее богато представленных в Тамбове архитектурных стилей с его изящными линиями, похожими на переплетение лиан, завитки усиков гороха, настурции. Этот флоральный модерн и вторая, более поздняя фаза — рациональный модерн — стали предшественниками протоконструктивизма. Чуть раньше модерна в Тамбове появилась неоготика, а параллельно модерну — национально-романтическая линия — неорусский стиль. Позже модерн сменился неоклассицизмом, который стал в начале прошлого века антитезой его декоративной избыточности.
Доходный дом Сатина на Советской 33/16, неорусский стиль. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»
– По какому принципу вы выбирали объекты вашей экскурсии?
– Одной из задач экскурсий было — показать дома, которые нуждаются в постановке на государственную охрану. Вот, например, один из них по улице Тельмана, 25, представляет собой прекрасный образец модерна. Трехчастная композиция дома дополняется пристроенной застекленной верандой с циркульными окнами. Входная группа смещена вправо, что подчеркивает характерный для модерна принцип асимметрии. Вход украшен кованым навесом с характерным для рационального модерна гелиоцентрическим узором. Такие же решетки установлены на крыше. Справа к дому примыкает деревянная застекленная веранда с уникальными решетчатыми накладками поверх рам. Усадьба до сих пор несет характерные для начала ХХ века черты планировки сада. Там растут вековые ели. И таких уникальных домов, которые не признаны памятниками истории, в Тамбове множество.
– Как прошла первая пробная экскурсия, что говорили тамбовчане, которые прогулялись с вами по городу?
– Я считаю, что первая экскурсия удалась. Она показала, что среди горожан есть наши единомышленники. Мы обсуждали с нашими экскурсантами необычные подходы к сохранению исторического наследия — то, что порой не видит госорган охраны памятников. Еще через неделю состоялась вторая экскурсия, которую провел известный тамбовский краевед, ученый Александр Горелов. Сделаны первые выводы. Например, что нужна реклама не только в соцсетях, но и в библиотеках, книжных магазинах — там, где бывает интеллигенция. В наших планах — проведение летом велоэкскурсий. Постепенно выкристаллизовываются новые темы: «Асеевы в Тамбове», «Тамбовский модерн», «Тамбовские дворы», «Купеческий Тамбов» и другие.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости