Новости – Общество
Общество
«Сено дешевле бензина, только далеко на нем не уедешь»
Сергей Сусоров. Фото: Екатерина Жмырова
Директор тамбовского Центра стратегических разработок Сергей Сусоров — об электронных учебниках, возрождении профтехучилищ и о том, как учебные заведения региона выживают в новых экономических условиях
20 ноября, 2014 18:31
9 мин
В 2008 году в системе образования Тамбовской области появилась новая структура — Центр стратегических разработок. Он занимается разработкой стратегии развития системы образования. В частности — управлением проектами, внедрением новых технологий, контролем за расходованием средств.
– Сергей Игоревич, что принципиально изменилось в экономике за последние шесть лет и почему в образование пришли финансисты?
– Вы наверняка слышали, что образовательные учреждения уходят от сметного финансирования. По смете остаются лишь обязательные расходы — коммуналка, текущий ремонт и так далее. А дальше появляется так называемый бюджет развития — те деньги, которые идут на закупку современного оборудования, инвентаря, учебников. И нужно уметь эти деньги «выбивать» и управлять ими. Вообще все началось с проекта «Школьное питание». Наша область небогатая, и для того, чтобы попасть в федеральную программу и получить грант, нужна была какая-то изюминка. Вот тогда образованию в Тамбове и понадобились экономисты. Была набрана команда молодых специалистов совершенно иной формации. Причем, производственников, а не работников бюджетной сферы.
– И что же это была за изюминка?
– Министерство объявило пилотный проект по замене оборудования в школьных столовых. Мы понимали, что софинансирование для нашей области — не вариант и решили выделиться необычным проектом. Придумали, что все школьные столовые будут оформлены в одном узнаваемом ярком стиле, что школьные повара возьмут мастер-классы у ведущих поваров России, изучили рынок оборудования для пищеблоков. В результате поняли, что вполне можно ориентироваться на современную отечественную технику, которая намного дешевле импортной, а по качеству практически не уступает. У нас в столовых оборудование процентов на 80 отечественное. В общем, это был первый опыт, когда чисто коммерческий подход помог что-то принципиально изменить в школах.
– Расскажите, чем вы занимаетесь сейчас.
– В основном внедрением новых электронных технологий. В частности, электронных учебников. Они будут официально введены в 2015 году. До этого применялись лишь электронные приложения и экспериментальные модели. Но уже с нового учебного года школы будут иметь полное право использовать электронные учебники наравне с бумажными.
– А кто будет решать, переходить на электронные учебники или нет? Родители, школа или, как часто бывает, это произойдет добровольно-принудительно? Как вообще будут выглядеть эти электронные книги?
– Массового перехода в Тамбове и области пока не будет. Тут, конечно, много споров. Многое зависит от возможностей каждой отдельной школы и родителей. В идеале каждому ребенку потребуется индивидуальное устройство, например, планшет. Опросы показывают, что лишь 60% тамбовчан готовы купить детям планшеты. Некоторые родители уже даже начали жаловаться, что их вынуждают покупать дорогие электронные устройства. И тут как-то надо уметь договариваться. Потому что перевести полкласса на электронные учебники, а половину оставить на бумажных не получится.
– То есть покупать электронные устройства будут все-таки родители?
– Если в школе достаточно собственных планшетов, то детей могут просто поставить перед фактом. Но таких школ в Тамбове единицы. Лично я считаю, что планшеты должны покупать родители — все-таки это персональное устройство. Если мы, родители, тратим деньги на дорогие игровые приставки, то почему тогда не на планшеты? Всегда есть люди, которые любые нововведения принимают в штыки, но когда мы говорим о дополнительных расходах, надо понимать, что сено дешевле бензина, только далеко на нем не уедешь. Еще раз повторюсь: это мое сугубо личное мнение. Тем более что есть малообеспеченные граждане и прочие категории, которым, конечно же, нужно помогать.
– В чем плюсы электронных учебников и есть ли у них минусы?
– Они легче, удобней, у них гораздо больше возможностей. Материал подается глубже, он визуализирован, есть аудио- и видеофайлы, анимация, возможность виртуально сделать лабораторную работу или, к примеру, совершить виртуальную прогулку по Лондону. В таких учебниках многоуровневый текст с гиперссылками, есть дополнительные материалы по темам, тестовые задания, возможность выхода в Интернет. Детям удобно — они давно живут в цифровом мире. В России я подобных исследований не встречал, но американцы еще три года назад сделали вывод, что современные дети лучше принимают электронные материалы, чем бумажные. То есть, это уже давно не завтрашний, а сегодняшний день. Если говорить о минусах, то дети могут электронное устройство сломать или потерять. И тут снова встает вопрос: кто будет покупать новый планшет — школа или родители?
– Сергей Игоревич, какие проблемы в сфере образования, на ваш взгляд, сейчас стоят наиболее остро?
– Мы сейчас очень активно начали работать с учреждениями среднего профессионального образования нашего региона. Они давно требуют реформации. И одним из путей снова сделать их востребованными и престижными может стать открытие на базе колледжей реальных рентабельных производств.
– Насколько я знаю, профтехучилища по всей стране сокращают.
– Уже нет. В России нехватка сварщиков, поваров, механизаторов. Практика, в том числе Европы, показывает, что некоторые дети хотят иметь рабочую специальность как страховку по жизни.
– Но практика Европы далеко не всегда отражает ситуацию в России. Многие выпускники средних учебных заведений предпочитают устраиваться продавцами в торговые центры, а вовсе не по своей рабочей специальности.
– Ну, сколько за месяц может заработать продавец в Тамбове? Тысяч 15, максимум — 20. А хороший сварщик 50 тысяч получает, потому что специалистов почти не осталось, а они весьма востребованы. В профессиональном колледже надо учиться не только в кабинете, но и на реальном производстве. И тут есть два варианта. Можно проходить практику у будущего работодателя, но далеко не все хотят рисковать и брать учеников. А можно открывать собственное производство на базе колледжа и не просто учиться, а зарабатывать. Например, возьмем сварщиков. Можно же не просто одну деталь к другой приваривать, а делать то, что потом продастся — мангалы, ограды, лавочки. Колледжи аграрной направленности могут выращивать картофель на экспериментальном поле для продажи. А если к этому еще и добавить первичную переработку...
– Как и когда все эти идеи будут внедряться на практике? Это будут частные предприятия на базе колледжа? Ребята будут числиться наемными сотрудниками и получать зарплату?
– Нет, это будет производственный участок колледжа. В рамках учебного плана ребята будут заниматься этим бесплатно, но при желании смогут дополнительно подработать во внеучебное время. То есть колледжи постепенно будут переходить на самоокупаемость. Пока не массово, но кое-где у нас это уже работает. Например, в колледже торговли, питания и сервиса в Тамбове есть цеха по производству полуфабрикатов, которые идут на продажу. Колледж в поселке Строитель обеспечивает хлебом чуть ли ни весь микрорайон. Задача на перспективу — выпускать не просто молодых людей с рабочей специальностью, а будущих малых предпринимателей. В учебный план вводятся основы предпринимательства, а дипломная работа в идеале должна представлять собой бизнес-план — полный пакет документов для получения гранта на открытие бизнеса. То есть колледжи должны стать одновременно бизнес-инкубаторами.
– Сколько времени, по вашим расчетам, потребуется, чтобы изменить систему, привести ее в соответствие с требованиями рынка?
– Не так много, как кажется. Мы решили начать с молодых фермеров. Уже сейчас ребята пишут дипломы, с которыми пойдут на областные гранты. У меня на столе сейчас лежат 35 готовых инвестиционных проектов, которые инициировали сами колледжи. Мы их отбирали, изучали, забраковывали, отправляли на доработку или закрывали совсем. Осталось 35 наиболее перспективных. Сейчас по ним разрабатываются бизнес-планы. Понятно, что финансовый менеджмент — это пока еще очень слабое место. Образовательные учреждения только учатся управлять деньгами. Нет опытных финансистов — людей, которые умеют управлять проектами, рассчитывать риски, знают, как получать кредитные ресурсы под проекты. Но сотрудничество с банками — это, конечно, уже высший пилотаж, до этого еще очень далеко.
– Но у нас в городе два университета ежегодно выпускают экономистов, не говоря уже о филиалах московских вузов, которых с каждым годом становится все больше и больше.
– Хорошие специалисты работают за хорошие зарплаты. Когда колледжи начнут увеличивать объем продаж, то смогут привлекать хороших специалистов. Конечно, здесь все непросто. Профтехучилища ведь этим никогда не занимались. Я считаю, что нужно создавать единую управляющую компанию как в холдингах.
– Это же замкнутый круг. Чтобы привлечь хороших специалистов, нужно платить им хорошие зарплаты, но денег на хорошие зарплаты нет.
– Почему? Просто нужен первый рывок на энтузиазме. И у некоторых руководителей колледжей он есть. Вначале появляются проекты на энтузиазме, а затем уже появляется система. Других способов выжить при рыночной экономике я не вижу.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости