Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Приходится искать не талантливых детей, а талантливых родителей»

Дирижер детского оркестра народных инструментов ДМШ № 2 города Тамбова, лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения Алексей Моргунов. Фото из личного архива Алексея Моргунова
Дирижер детского народного оркестра о поездке на выставку «ЭКСПО», современных конкурсах и недоступности частных музыкальных школ
Лариса Щербинина
22 сентября, 2015 17:56
12 мин
Для кого-то из юных музыкантов учебный год начался с обычного разучивания новых этюдов и пьес, для кого-то — с концертов и поездок в Европу. Ансамбль народных инструментов ДМШ № 2 Тамбова отправился покорять Италию. Музыкантам предстоит выступить на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2015. За день до поездки корреспондент РП встретилась с одним из руководителей коллектива, дирижером Алексеем Моргуновым.
– Где только ни выступали ваши ученики: в Сочи на Олимпиаде, в зале Московской консерватории, на других интересных площадках России. Какими судьбами теперь в Италию?
25 сентября на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2015, проходящей в Милане, состоится открытие Дней культуры России. По этому случаю организуется торжественный прием в генеральном консульстве России. Выступить на событии пригласило нас отечественное Минкультуры. Везти целый оркестр очень затратно, представит страну часть коллектива — ансамбль, в составе которого пятеро детей и двое преподавателей. Может, посчастливится выступить и в Миланской консерватории — ведем переговоры и по этому поводу.
– Что вошло в вашу «итальянскую» программу?
– Разное: Рахманинов, Щедрин, Гаврилин, Хименес, народные обработки («Барыня», «Камаринская», «Волынка») и другие произведения. Программу мы успели хорошенько «обкатать»: в течение трех недель выступали на разных концертных площадках на Тамбовщине и за ее пределами.
– Говорят, некоторые дети из оркестра по 5–6 часов на летних каникулах занимались. Это чтобы выдержать конкуренцию?
– Конечно, никто жесткие рамки не ставил. Такие продолжительные занятия стали нормой для тех, кто в составе оркестра выезжает в ежегодный летний творческий лагерь. Но отчасти вы правы: внутри класса, оркестра, школы в целом без конкуренции не обойтись. Однако она должна быть здоровой. Задача преподавателя — «модерировать» эту конкуренцию, направляя в нужное русло. Поэтому струны у нас никто друг другу не подпиливает, а стараются взять верх более достойными поступками. Например, кто-то выучивает пьесу за 2 дня, кто-то — за 2 часа. Важно научить детей быть в такой борьбе добрыми и честными, чтобы они побеждали не за счет интриг и хитрости, а за счет способностей и усердия. Все должно быть логично: кто лучше играет, тот и получает больший бонус. В данном случае — возможность выступить в престижном мероприятии.
Детский образцовый оркестр народных инструментов участвовал в культурной программе Олимпиады в Сочи в 2014 году. Фото из личного архива Алексея Моргунова.
– Как вам удается найти столько желающих заниматься на балалайке? Ведь скажем откровенно, сегодня далеко не во всех музыкальных школах полный набор детей.
– Уверен, что набрать воспитанников можно без проблем на любой инструмент. Не знаю педагогов, трепетно относящихся к своему делу, кто бы не справлялся с этим. Когда приходишь в общеобразовательную школу набирать детей и играешь им вживую хотя бы «Чижика-Пыжика», они буквально все хотят учиться. Сложнее с их родителями, которых приходится «зажигать». Поэтому мы используем такую тактику: для детей играем сами, а для мам и пап показываем уже результаты труда на примерах своих лучших учеников. Однако поясняем: для того чтобы и их дети заиграли столь же красиво, нужны ежедневные домашние занятия.
Как правило, приходится искать не столько талантливых ребят, сколько талантливых родителей, проявляющих интерес к занятиям детей.
– Но как научиться мотивировать ребенка, чтобы его пыл не угас через неделю?
– Родительский интерес к творчеству ребенка — и есть важный мотиватор. Дети всегда ищут, чем привлечь внимание мам и пап. Поэтому нужно не ругать за то, что не брал в руки инструмент, а наоборот — поощрять занятия музыкой. Тогда можно рассчитывать и на успешный результат.
Как педагог я определил для себя одну вещь: ребенок, приходя в музыкальную школу, должен как можно скорее начать играть. Чтобы он смог выйти на сцену в наутюженном костюме с бабочкой и почувствовать себя артистом. Если он испытал кураж от того, как аплодировали в зрительном зале его родители, а кто-то даже и прослезился, это может стать мощным толчком. А дальше уже все будет зависеть от его таланта.
Кстати, нередко и взрослые, глядя на своих детей, загораются желанием научиться играть на балалайке. С такой просьбой ко мне обращаются каждый год. У некоторых появляется для этого время с выходом на пенсию. А кто-то и вовсе признается, что может выкроить свободный часок для игры на инструменте, работая где-нибудь в мастерской. Общаясь с такими людьми, в очередной раз убеждаюсь, что балалайка становится популярным инструментом.
Выступление в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского — бонус за победу в Международном фестивале-конкурсе «Мы за мир!». Фото из личного архива Алексея Моргунова.
– В последнее время все чаще поднимается тема частных школ. Почему бы, например, вам — педагогу с высоким авторитетом — не открыть такое образовательное учреждение?
– Один из минусов частных школ — стоимость обучения. Музыкальное образование — самое дорогое, ведь оно основано на индивидуальных занятиях. Судите сами: примерная стоимость затрат муниципального бюджета на одного ребенка в месяц по программе государственной музыкальной школы — 3 800 рублей. Сюда вложены оплата труда педагогов, коммунальные услуги. А если еще платить и за аренду помещения, то можно удвоить сумму. Для тамбовских семей частная музыкальная школа — очень дорогое удовольствие. В итоге заниматься музыкой станут только дети очень и очень обеспеченных родителей. Наша же задача совершенно другая — сделать качественное образование доступным, демократичным.
– А как вы относитесь к тому, что сейчас все музыкальные школы работают по двум направлениям: предпрофессиональное обучение и общеразвивающее?
– Предпрофильные программы — это хитрость Министерства культуры. Их наличие не позволяет отобрать финансирование у музыкальных школ. В итоге дети и получают бесплатное музыкальное образование. Каждый час в учебном плане таких программ оплачен государством. А вот общеразвивающие уже в скором времени могут встать на коммерческие рельсы как дополнительные образовательные услуги.
Вообще надо признать, что та система образования, которая есть сейчас в музыке, сохранилась со времен СССР. Она основана на непрерывной преемственности: школа, музучилище (колледж), вуз. Недаром ее позаимствовала сначала вся Европа, а потом весь мир — такая система всегда давала и дает лучшие плоды. Возьмем всем известный конкурс Чайковского. Кто в нем побеждает? Наши русские пианисты. Даже если речь идет об иностранных исполнителях, то педагоги их зачастую оказываются русскими.
– К слову о конкурсах. Не считаете ли вы, что их стало очень много, причем не самого высокого уровня?
– Конкурсы для музыкантов были важны всегда. Но раньше, в советские времена, их было меньше и они были гораздо сложнее. Сейчас даже областной конкурс может быть куда серьезнее, чем большинство тех, что проводятся под маркой «международный». По сути международным можно назвать любое состязание — достаточно пригласить кого-то в члены жюри из консерватории. При этом не будет регламентироваться ни состав участников, ни жюри. Конечно, нельзя говорить, что все свелось к такому уровню. Есть и конкурсы, где всегда побеждают только серьезные и вдумчивые музыканты.
Однозначно то, что дети должны участвовать в конкурсах, пока не вырастут как самостоятельные исполнители. Ведь что такое конкурс? Это концертное выступление, которое оценивает не только публика, но и профессионалы. Как невозможно научиться плавать, ни разу не войдя в воду, так и нельзя научиться высокому профессиональному мастерству, не пройдя конкурсы. Хотя есть примеры, когда музыканты становились всемирно признанными и без участия в таких испытаниях. Но это, как правило, редкие исключения.
«В последние годы времени на себя совсем не хватает», — дирижер оркестра Алексей Моргунов. Фото из личного архива Алексея Моргунова.
– Вы не только сами участвуете в конкурсах, но активно концертируете. К этому как-то обязывает руководство школы?
– Принуждения к исполнительской деятельности нет и не может быть. Напротив, за это могут поощрить. Но дело и не в этом. Играющий педагог всегда держит себя в форме: не теряет квалификацию, следит за всеми новыми тенденциями. Для народных инструментов это особенно важно, потому что каждые 10–15 лет у нас происходит очередная «революция» — взять хотя бы приемы игры. Помимо того, когда дети видят своего учителя на сцене, многое можно и не объяснять устно. Юные исполнители, словно обезьянки, любят все копировать.
– Признайтесь, а сами вы можете чему-то научиться у своих подопечных?
– Не скрываю, что именно дирижирование в детском коллективе и помогло моему становлению как профессионала. Работа с детьми открывает даже новые навыки общения. У меня довольно много времени ушло на то, чтобы понять, что разговаривать с ними надо на взрослом языке: не говорить о примитивных вещах, не «сюсюкаться». И не ставить себя «командиром войска», а быть первым среди равных.
– У детского народного оркестра — два руководителя: вы и Алексей Артемьев, который в прошлом был вашим педагогом. Каково работать в таком музыкальном союзе, где занимаются сразу несколько поколений?
– Уверяю вас — это очень полезное сотрудничество. Во-первых, нельзя сказать, что моим учителем Алексей Артемьев был только в прошлом. Перенимать опыт этого талантливого музыканта мне важно и по сей день. Нас связывает любовь к своему делу, служение искусству. И потом, очень важна чисто человеческая поддержка друг друга. В целом, творческий союз, где «сыгрались» три поколения, приносит хорошие плоды и имеет очень далекие перспективы.
– И все-таки, много ли детей продолжают получать музыкальное образование дальше, после окончания школы?
– Таковых остается совсем небольшой процент. Но так и должно быть — профессию музыканта выбирают, как правило, только самые талантливые. Нередко определиться помогает и накопленный в детском оркестре опыт. Ребята уже имеют представление о гастролях, поездках и понимают, подходит им такой стиль жизни или нет. Поэтому каждый год несколько учащихся из нашего оркестра идут получать профессиональное музыкальное образование.
Кого-то с пути сбивают родители, убеждая, что музыканты влачат жалкое существование. Между тем надо осознавать, что в любой сфере деятельности возможны хорошие заработки, если ты сможешь стать лучшим в своей профессии. Не надо думать, что будучи педагогом музыкальной школы, артистом муниципального или областного коллектива, ты будешь бедствовать. Сегодня зарплаты и педагогов музыкальных школ, и артистов муниципальных или областных оркестров на Тамбовщине — средние по экономике региона.
Реально получать и гонорары в полтора миллиона рублей. Но для этого нужно постараться вырасти, например, до уровня Дениса Мацуева.
– Зачем вам провинциальный Тамбов? Ведь вы получаете предложения переехать в крупные города?
– Трудно бросить то, во что вкладываешь всю душу, отдаешь сердце.
Сольный концерт Алексея Моргунова в музейном комплексе «Асеевская усадьба» (Тамбов). Видео из личного архива Алексея Моргунова.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ