Новости – Общество
Общество
«Наше общество сейчас разделено, раздроблено»
Марина Климкова. Фото из личного архива
Искусствовед Марина Климкова — об отсутствии концепции развития Тамбова, обществе потребления и культурных смыслах городской среды
18 июня, 2015 19:33
12 мин
Марина Климкова — известный в городе искусствовед, автор книг по истории культуры Тамбовского края. Она не только изучает архивные документы, но и ведет свою страничку в «ЖЖ», коллекционирует старинные открытки и фотографии, не боится идти на открытые конфликты с местными властями, защищая культурные и исторические объекты города. РП поговорила с искусствоведом о том, почему развитие путают с потреблением, утраченных домах русских литераторов и местах, связанных с именем Гавриила Державина.
– Известно, что вы не коренная тамбовчанка, но считаете наш город родным. Почему сохранение истории, архитектуры, исторического наследия Тамбова стало для вас такой важной и больной темой?
– Моя малая родина — Саратов. Я волжанка, с детства привыкшая к большому водному пространству, протяженным перспективам, высокому степному небу. В Тамбов переехала с родителями, когда мне было 12 лет. С тех пор живу здесь, за исключением времени учебы в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова. Тамбов действительно стал для меня родным. Здесь живут мои родственники, друзья, знакомые. Со многими местами в городе связаны события моей жизни и, конечно, воспоминания. Поэтому когда сносят старинные здания, помещают в коллектор реку Студенец под окнами моего дома или застраивают городской парк, у меня создается впечатление, что навсегда отбирают частицу того, что я люблю. Однако есть не только субъективные, но и объективные причины. Как профессионал я вижу и понимаю, что в исторической планировке, исторических зданиях заложена высочайшая культура и огромный строительный опыт не одного поколения, которым надо пользоваться. Разрушая наследие, мы лишаем себя и наших потомков этого бесценного опыта и знаний.
Дом Барятинских на улице Студенецкая набережная (утрачен). Фото 1980-х годов. Фото из архива Марины Климковой.
– В конце апреля в Тамбове прошла конференция, посвященная сохранению историко-культурного наследия, инициатором которой стали не власти, а сами горожане — общественность. Об этом форуме много говорили и писали. Вы были одной из инициаторов его проведения. Прошло уже около двух месяцев. Что-то сдвинулась с места? Не останутся ли предложения, выдвинутые на конференции, пустыми словами?
– Целью конференции было — выработать основы для создания единой концепции сохранения историко-культурного наследия. И эта цель, по моему мнению, в общем, достигнута. Предложения участников конференции, в том числе гостей из Москвы и Воронежа, могут стать хорошей основой для разработки идеи развития города с учетом сохранения наследия. Сегодня инвесторы и практикующие архитекторы, защищая личные интересы, повторяют, как заклинание: «Город должен развиваться». Только почему-то никто при этом не может представить саму концепцию этого развития. Ее, по-видимому, просто нет. Причем, в данном случае под развитием понимается расширение примитивного потребления. Это все равно, что говорить родителям: «Ваш ребенок должен развиваться – совершенствовать желудочно-кишечный тракт, увеличивать рост и вес». Однако развитие человека этими показателями не ограничивается. Любой здравомыслящий отец и любящая мать понимают, что их чаду в жизни пригодятся не только рост и вес, но хорошие мозги и доброе сердце. Так и с городом: городу недостаточно расти вширь и в высоту, увеличивая товарные площади. Ему необходимы экологически чистые пространства, прекрасные здания и культурные смыслы. А будет ли от научной конференции какой-то толк, зависит от людей. Если форум проводился лишь для отчета, для «галочки», для политических дивидендов — это одно, а если для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, сделать город красивей и комфортнее для проживания, то это совсем другое.
Дом Протасьевых на углу улиц М. Горького и Советской (утрачен). Фото 2000 года. Фото из архива Марины Климковой.
– Получается ли у общественников, неравнодушных к судьбе города, выстраивать диалог с властью, и что нужно сделать, чтобы это сотрудничество было продуктивным?
– Наладить диалог между людьми всегда трудно. Это требует усилий двух сторон. У нас, к сожалению, люди зачастую не умеют и не хотят слушать и учитывать мнение друг друга, убеждать друг друга, искать компромиссные решения. Одни не хотят этого делать потому, что слишком самонадеянны, уверены в исключительной правильности своей позиции или в силе своей власти. Другие, наоборот, имеют такую заниженную самооценку, что не верят в возможность быть услышанными и что-то изменить. К тому же наше общество сейчас разделено, раздроблено на множество групп по социальному, политическому, религиозному, образовательному уровню. Порой люди отказываются сотрудничать друг с другом даже по чисто «корпоративному» принципу. Для того чтобы сотрудничество общественности с властью стало более продуктивным, надо, несмотря ни на что, продолжать вести диалог, учиться разговаривать и доносить до собеседника свои мысли. Искать такие вопросы и городские проблемы, в решении которых и власть, и общественность были бы одинаково заинтересованы.
«Дом Жемчужникова» (бывший дом Евсюковой) на улице М. Горького (утрачен). Фото 1980-х годов. Фото из архива Марины Климковой.
– Какие исторические и культурные объекты мы потеряли безвозвратно?
– В Тамбове, к сожалению, пренебрежительно относятся к объектам культурного наследия, связанным с основой национальной культуры — русской литературой. Утрачен дом, в котором провел последние годы поэт, один из авторов образа Козьмы Пруткова Алексей Жемчужников. Он располагался на улице Максима Горького, 25. Ради возведения многоэтажки снесли дом Протасьевых на Советской 104, который был прообразом игрового дома в поэме Михаила Лермонтова «Тамбовская казначейша». Вопиющая история произошла со сносом дома военного, писателя, общественного деятеля Михаила Боратынского на улице Мичуринской. Вопиющая, потому что оказалась приуроченной к 210-летию со дня рождения знаменитого предка Михаила Андреевича – уроженца Тамбовского края, поэта Евгения Боратынского. И эта порочная практика продолжается, что видно по отношению к уникальной, единственной в стране постройке, связанной с именем поэта, правителя Тамбовского наместничества Гаврилы Романовича Державина. Около моста через Студенец на улице Советской, возведенном при непосредственном участии Державина, ныне строится очередной торгово-развлекательный центр, а сама река в этом месте помещается в коллектор. Ни инвестор — депутат городской Думы, ни представители городских структур, давшие разрешение на это строительство, даже не понимают, почему этого делать было нельзя. Для меня данный факт является симптомом времени — проявлением культурной дикости, варварства. Только вдумайтесь, какие имена: Державин, Боратынский, Лермонтов, Жемчужников… И материальная память об этих людях у нас в городе утрачивается.
Дом М.А. Боратынского на улице Мичуринской (утрачен). Фото 2000 года. Фото из архива Марины Климковой.
– Почему, по вашему мнению, власть, да и просто горожане, довольно спокойно реагируют на уничтожение исторического наследия? Причем не только в Тамбове — памятники истории сносят в Москве, Питере... Есть какие-то глубинные причины такого отношения к истории? Мы не умеем ценить наши корни?
– Современному человеку, зараженному идеями прогресса, свойственно думать, будто он знает больше и умеет делать все лучше, чем его предки. Поэтому он стремится изменить окружающее пространство на свой лад. Однако история искусств, в том числе история архитектуры, показывает, что старинные здания зачастую прочнее и, несомненно, художественнее многих современных. В архитектуре во все времена ценилась не только польза, но прочность и красота. Большую роль в изменении облика российских городов не в лучшую сторону играет установка на создание общества потребления и на бездумную поддержку любых инвестиционных проектов, которые порой идут на пользу не горожанам и городу, а частному лицу. Сказывается также снижение профессионального уровня чиновников городских структур, по своему образованию порой далеких от характера проблем, которыми они занимаются.
– А если говорить о позитивных тенденциях — меняется ли что-то в Тамбове в лучшую сторону?
– Безусловно, в сохранении исторического облика Тамбова есть и положительные моменты. Уникальные здания, имеющие статус федеральных памятников, поддерживают в хорошем состоянии, реставрируют. Не всегда, конечно, качество этих работ можно назвать удовлетворительным, но они все-таки идут. В последнее время появляется осознание того, что культурные смыслы городской среде придают, в том числе, и скульптурные памятники. Несмотря на спорность некоторых художественных решений, это хорошая тенденция. Положительно оцениваю стремление воссоздать исторический, дореволюционный образ центра Тамбова, те культовые сооружения, которые были снесены, став жертвами идеологии.
– Каким вы видите Тамбов через 10, 20 лет?
– Существует несколько вариантов развития. Какой из них будет воспроизведен в действительности, зависит от горожан, от их позиции. Мне не хочется угадывать или выступать в роли предсказателя. Считаю, что правильнее ответить на вопрос, каким я хочу видеть город через 10–20 лет. Я сейчас занимаюсь изучением дореволюционных открыток с видами Тамбова. На них запечатлен уютный, красивый город, формирование которого началось с составления правил застройки Державиным. Мне хочется, чтобы, посмотрев на открытки с видами города, к примеру, 2030 года, создавалось бы такое же приятное впечатление. Хочется, чтобы в Тамбове было комфортно жить и интересно приезжать сюда в гости.
Державинский мост через реку Студенец. Фото 2012 года. Фото из архива Марины Климковой.
– Чем можно привлечь туристов в Тамбов? Какие места могли бы быть для них интересны? И что вообще нужно сделать, чтобы в Тамбовскую область захотели приезжать люди из других регионов?
– Только для того чтобы посмотреть усадьбу Асеева, как бы она ни была хороша, туристы в Тамбов не поедут. Необходим разнообразный зрительный ряд и, повторюсь, культурные смыслы: историческая планировка, сменяющиеся городские пейзажи, здания разных стилей, интересная история, музеи. Одним, например, из знаковых мест Тамбова является упоминаемый мной Державинский мост, который имеет репрезентативный архитектурный образ и интереснейшую историю, сохранившуюся в архивных документах — с описанием этапов строительства, именами участников проекта, коррупционным скандалом. Да и сегодняшняя история данного места прелюбопытная. Рядом с Державинским мостом сохранилось здание, возведенное примерно в то же время. В нем — высочайшие потолки, печи, лепнина, сводчатые подвалы. Если подходить к делу с умом, можно сохранить это здание, создав музей Державина, которого в Тамбове до сих пор почему-то нет. Странно не воспользоваться этим домом, а также тем, что в соседнем здании, занятом областным архивом, хранятся документы самого Державина. И сколько таких уголков в Тамбове, где выразительные архитектурные постройки незримыми нитями соединяются с историей! Чтобы создать город, привлекательный для жителей и туристов, необходим творческий подход и профессионализм.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости