Дело кружевное
Любовь Копылова. Фото: Екатерина Жмырова

Любовь Копылова. Фото: Екатерина Жмырова

Как в Тамбовской области возрождают старинное ремесло кружевоплетения

Любовь Копылова называет себя единственной профессиональной кружевницей в Тамбове. Говорит, что ради занятия этим кропотливым ремеслом когда-то пожертвовала личной жизнью, но не жалеет об этом. Сейчас у нее есть диплом от модельера Вячеслава Зайцева, благодарность от президента Владимира Путина и студия, где она учит кружевоплетению детей. Корреспондент «Русской планеты» встретилась с мастерицей и узнала, почему около 100 лет назад Тамбовщина потеряла статус центра кружевоплетения и зачем нужно возрождать этот народный промысел.

Учились у итальянок

– Все слышали о знаменитом вологодском кружеве. Есть еще вятское, белевское, елецкое, — рассказывает Любовь Копылова. — Но мало кто знает, что когда-то Тамбовская губерния тоже была одним из центров российского кружевоплетения. А именно — город Кадом, который располагался в северной части губернии на берегу реки Мокши. В Кадоме была известная на всю Россию школа кружевниц и кустарные мастерские.

Кружево в Кадоме плели со времен Петра I, который выписал из Италии мастериц для обучения русских девушек. Поначалу русские кружевницы копировали образцы, привезенные с Запада, но постепенно стали вводить новые элементы, смело изменяя композиции. Позже местные мастерицы стали сочетать итальянскую школу и народные мотивы. Узоры соединялись особым венецианским швом. Так появился уникальный вид кружева, названный на итальянский манер «кадомским венизом».

В начале XX века кружево из Кадома продавали во многих городах России и даже за границей. Причем для иностранных покупателей изготавливались кружева на русский манер, а для русских — наоборот, на зарубежный. Дворяне и купцы носили кружева из тонкой льняной или шелковой нити, крестьяне — из пряжи собственного производства.

– Свое национальное русское кружево в каждом регионе появлялось постепенно. Оно отличается от западного более крупными узорами. Вот, например, рязанское Михайловское кружево легко узнать. Во-первых, оно яркое, цветное. А, во-вторых, посмотрите, какие здесь нитки толстые. Оно ближе к народу. Это так называемое мерное кружево — идет в сочетании с тканью и используется в основном для украшения женской национальной одежды. Западное кружево — оно более изящное, тонкое, просто тончайшее. Но сейчас все это смешивается, конечно. Региональные особенности выделить все трудней, но характерные признаки остаются, — поясняет Любовь Копылова.

Постепенно Тамбовская губерния теряла свои территории. Земли отходили к Борисоглебской, Воронежской, Саратовской, Липецкой, Рязанской областям. Кружевного центра Кадом Тамбовщина лишилась в 20-х годах ХХ века. Он стал относиться к Рязанской области. Через какое-то время ремесленные школы прекратили свое существование. Но, если в Рязани в последние годы кружевоплетение становится все более популярным, то в Тамбове до сих пор этим промыслом всерьез занимаются единицы.

Сколки, нитки, булавки

Любовь Копылова занялась кружевоплетением в начале 80-х. Рассказывает, что хотела стать архитектором, но потом вышла из декретного отпуска, взяла буквально пару уроков плетения на коклюшках и увлеклась.

– Была у нас в Тамбове такая кружевница Антонина Халеева. Она окончила кировское художественное училище и была, пожалуй, единственным человеком на всю область, который профессионально занимался кружевом. Я когда пришла к ней, практически ничего про кружево не знала. Во-первых, книг никаких не было вообще. А, во-вторых, если вы хотите научиться плести кружево самостоятельно, вы не научитесь никогда. Это сейчас есть Интернет, можно найти мастер-классы, да и то возникнет масса вопросов. Надо, чтобы живой человек учил, показывал. Это же не спицы или крючок, где петельки — там еще как-то можно по книжкам. Так вот, Антонина Евгеньевна дала мне азы. А дальше я уже сама всему училась, я человек пытливый.

По сути Любови Копыловой пришлось в одиночку возрождать практически утерянное ремесло, которым раньше на Тамбовщине занимались чуть ли не в каждом доме. Мастерица рассказывает, как все выходные сидела в Пушкинской библиотеке и пыталась найти хоть какую-то литературу. Но первые книги по кружевоплетению стали выходить лишь в конце 80-х–начале 90-х.

– Для меня это было вообще супер! Я случайно тогда купила книжку про михайловское кружево. Сидела в библиотеках, фотографировала сколки (Технические рисунки, по которым плетутся кружева. — Примеч. авт.). Схема, на которой все нарисовано — где нужно перевить, где не нужно. Я случайно нашла адрес одной женщины, которая занималась кружевоплетением в Москве. У нее пересняла сколки. Связалась с Вологдой. Мне оттуда один дяденька прислал сколки, нитки, булавки. Проблема была с этими гвоздиками. У нас же не простые булавки — они с круглой головкой. Потом начала рисовать авторские сколки сама. И потихоньку я тут стала разворачиваться.

«Конкурсов объелась»

Кружевница рассказывает, что хорошие сколочницы высоко ценились во все времена. Составить и нарисовать технической рисунок очень непросто — это сродни компьютерной микросхеме. Нужно знать геометрию, иметь талант к рисованию, развитое воображение, нестандартное видение сюжета.

– Это с опытом, конечно, приходит, но получается далеко не у всех. Я на себя медаль не вешаю, но могу сказать, что профессионально кружевоплетением в Тамбове занимаюсь я одна. Понимаете, есть мастер, а есть ремесленник. Ремесленник тупо что-то делает. Если человек не может сам рисовать, это кирдык. Некоторые, может, и хотят, но природой не дано. Процесс в голове должен идти постоянно, фантазия работать, выдумка. Я женщина одинокая. Бабушка занималась сыном. Если семьей не пожертвовать, ничего не получится. Творчество требует много времени. А кружево — это такой долгий, кропотливый труд: каждую булавочку поставь, каждую оплети, потом оформи. Чуть запутался, и все. Немногие здесь задерживаются.

– Но ведь семья — это очень большая жертва.

– Тем не менее, если бы я была с семьей, уверена, что я бы такого не натворила. А тут поела — не поела. Могу в два часа ночи спать лечь. Я как-то всегда в творчестве, и мне это нравится. Я в любом случае не жалуюсь. У меня счастливая доля. Мои работы оценили Зайцев и Юдашкин. Три года назад я была победителем международного конкурса «Серебряная коклюшка». В нем от всей России всего пять человек были выбраны — брошку мне подарили в форме коклюшки. У меня есть благодарность президента. Я вся в наградах. Хотя, не это, конечно, главное. Я уже этих конкурсов объелась, но все равно участвую, куда деваться.

«Простенько, но модненько»

– Люди не понимают стоимости ручного труда, — рассказывает Любовь Копылова. — Это проблема. Говорят, ты мне сплети салфеточку. Я говорю, извините, дорогие, это кружево, это не крючок. Это все очень долго. «Давай ты будешь работать месяц, а тебе за это две тысячи заплатят», — так говорят. Заработать этим в Тамбове нереально. Если только маленькая такая подработка. Я на продажу делаю только мелочи — броши в форме цветов по 300 рублей. И то все думают, что я загибаю цены. Хотя в Вологде такие 700 стоят. Там и работа, конечно, шикарная. Но они плетут кусками сразу несколько человек. За две недели готово огромное изделие. Я видела в Вологде шарф полтора метра длиной, который стоил 52000 рублей. Но я уверена, что в Тамбове на такие большие и дорогие изделия покупателей не будет.

– А сколько примерно будет стоить вот такой воротничок?

- Я бы за 1000 рублей отдала. Не поверите, мы с моими ученицами продали на ярмарке воротничок за 350 рублей.

– Но это же очень дешево для ручной работы.

– Дешево, но наши люди пока не понимают. А кто понимает, может быть, позволить себе не может. Я делаю авторские вещи по своим рисункам. Для одной женщины плела капор, снохе для свадьбы плела перчатки, цветок в прическу и подушечку для колец. На Руси ведь кружево всегда было частью приданого. Себе плела два льняных жилета, митенки. Вот так вот — простенько, но модненько.

«Не люблю жить по стандарту»

Любовь Копылова сетует, что в Тамбове ей не с кем делиться опытом, поэтому до сих пор приходится учиться по книгам и придумывать новые схемы и техники самой. Сейчас тамбовскую кружевницу больше увлекают не просто узоры и орнаменты, которыми можно украсить одежду, а картины со сложными сюжетами.

– В 2000 году мне попалась книжка одной чешской кружевницы. Фамилии ее ни за что не вспомню, очень сложная. Она плела не просто цветочки-листочки, а целые картины — изображения людей, животных. Я влюбилась в ее работы и поставила своей целью работы наших художников перевести в кружево.

На кружевных картинах Любови Копыловой в основном сказочные сюжеты: «Царевна лебедь» с полотна Ивана Билибина, «Аленушка» Виктора Васнецова, иллюстрации к сказу Бажова «Малахитовая шкатулка» и «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Есть и современные сюжеты — копия картины американского художника Уильяма Харнетта «Музыка и удача». Мастерица говорит, что кружевоплетение переходит сейчас на новую, более современную ступень. В том числе и благодаря Интернету, который стер географические границы — можно обмениваться опытом, например, с Испанией, где изготовление кружев очень популярно. Единственная проблема, которая всерьез волнует кружевницу — то, что пока некому передать дело ее жизни. Учениц много, но таких же фанатичных, как сама она, пока не встречала.

– Я не люблю жить по стандарту. Не люблю одеваться как все. Мне мои дети из студии говорят: «Любовь Степановна, вы такая прикольная!». Ну, вот такая вот я заводная, не могу дома сидеть. Видите, какая крутая, вся в компьютерах: планшет, Интернет. А еще у меня есть голубая мечта — найти чисто белый зонтик. Это очень трудно, оказывается. Не могу найти нигде. Я бы зонтик оплела кружевом, шляпу к нему сплела, сумочка у меня такая есть — клатч, перчатки-митенки, веер. Была бы вот такая модная. У меня задумок миллион. Но пока как-то все некогда.

Два дня рождения Далее в рубрике Два дня рожденияКак молодой ученый из Мичуринска спас человека Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»