«У меня никогда не было цели заработать на этом»
Сергей Висков. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»

Сергей Висков. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»

Автомеханик из Тамбовской области восстанавливает легендарный военный автомобиль для участия в параде Победы

Около 10 лет Сергей Висков, автомеханик из небольшого городка Рассказово под Тамбовом, занимается реставрацией старинных машин. В своей мастерской он возвращает к жизни купленные в деревнях, испорченные и полуразвалившиеся автомобили. Сейчас в его личном автопарке четыре редких экспоната 30-х–40-х годов ХХ века. Два из них ― легендарные машины, выпущенные в военном 1942 году, которые мастер сохраняет для истории, возвращая им первоначальный заводской вид.

– ГАЗ-АА или полуторка ― это легенда, ― рассказывает Сергей Висков. ― Военный грузовик, на котором во время блокады Ленинграда по льду Ладожского озера возили продукты, вооружение, медикаменты, эвакуировали людей по Дороге жизни. То есть с помощью этого автомобиля обеспечивалась вся жизнедеятельность оккупированного города. В то время существовал еще другой грузовик — ЗИС-5, но полуторка была легче, а следовательно, безопасней для передвижения по льду. Поисковики до сих пор достают с дна Ладоги затонувшие во время бомбежек полуторки. И самое интересное, что они в отличном состоянии. Не то что в отличном, но в удовлетворительном и вполне поддаются восстановлению.

Первый ГАЗ-АА был выпущен в 1932 году на Нижегородском автозаводе. Эта машина стала лицензионной копией американского Форда. Впоследствии была неоднократно модернизирована. Автомобиль, который восстанавливает рассказовский автомеханик, выпущен в самый разгар войны ― в 1942 году. Но о судьбе и бывших владельцах полуторки мастеру почти ничего неизвестно.

Кабина от автомобиля ГАЗ-АА в мастерской Сергея Вискова. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»

– Нашел ее совершенно случайно. Это было около 10 лет назад. Мои знакомые ездили в Саратовскую область и увидели эту машину в одном из дворов. Она принадлежала какому-то дедушке, была на ходу, он на ней даже как-то умудрялся калымить. Ездил я к этому дедушке больше года, просил его продать машину. Он не хотел отдавать, но в итоге мне все-таки удалось его уговорить. Правда, машина была испорчена. Родную кабину выкинули, а на ее место поставили другую, от современного автомобиля. В общем, изуродовали машину. И вот 10 лет она у меня находилась в таком ужасном виде, но была на ходу. Мы все равно каждый год выезжали на ней на парад Победы. А в прошлом году у меня, наконец, появилось время, чтобы привести ее в надлежащий вид. Я срезал старую кабину и начал собирать новую по запчастям.

Сергей Висков на своих автомобилях вместе с семьей каждый год участвует в параде Победы на главной площади Рассказово. Кроме полуторки в его автопарке еще три восстановленных старинных машины ― БМВ 1947 года выпуска, Бьюик 1930 года и еще одна легендарная военная машина ― ГАЗ-67 1942 года выпуска ― джип, на котором ездил средний командный состав Красной армии.

– Лет 10–12 назад все эти машины приобретались. Сейчас уже нигде ничего нет. Это я вам точно говорю. Практически все были найдены в деревнях. Бьюик я каким-то чудом нашел в Инжавино. Когда был на выставке в подмосковном Тушино и показал там фотографию этой машины, тогда еще нереставрированной, там все просто обалдели. Каким образом она попала в Тамбовскую область, вообще непонятно. На таких машинах ездил американский президент Рузвельт. Бьюиков 30-х годов в России всего три-четыре штуки. Их Сталин выписал из Америки для высшего комсостава. Генерал Кононов ездил на такой машине и ряд других очень больших чинов.

Достать оригинальные запчасти для ГАЗ-АА, которой сейчас возвращает первоначальный вид Сергей Висков, почти невозможно. Хотя иногда везет, и знакомые, зная об увлечении автомеханика, привозят детали, случайно найденные в сараях и подвалах.

– Двигатель как-то друг принес, колесные диски тоже друзья подогнали. Оттиск на задней стенке ― оригинальный, родной. Вот этот угол кабины подошел от «Газели». Мы с ребятами его перегнули и подогнали, он подошел очень хорошо. Кстати, я удивился, что многие детали от «Газели» чуть ли не идеально подходят. То есть за все это время ничего такого уж нового и не придумали. Вот эта рамочка от кабины «ЗИЛа». Сварили ее, скомбинировали. В общем, что откуда. В итоге мы кабину за зиму сварили. Основное уже сделано. Теперь кабину нужно готовить и красить. Даже несмотря на то, что не все детали родные, выглядеть машина будет на 100 процентов так же, как с завода. То есть мы дадим ей вторую жизнь настоящую.

Парад Победы в Рассказово. Фото из личного архива Сергея Вискова.

В этом году на параде Победы рассказовцы легендарную полуторку не увидели, но уже к следующему 9 мая она будет полностью готова.

– Это все-таки не моя основная деятельность, а хобби, увлечение. Летом очень много основной работы и заниматься реставрацией некогда. По большому счету, такие машины ничего не стоят ― копейки. Старые автомобили ценятся только в двух случаях ― если в машине все оригинальное или если на ней ездил какой-то большой чин. Но у меня никогда и не было цели заработать на этом. Мне важно, чтобы эти автомобили для потомков осталось, для истории.

«Природу не обмануть, мы можем только помогать ей» Далее в рубрике «Природу не обмануть, мы можем только помогать ей»Доктор наук Андрей Будаговский рассказал РП, как лазерные технологии могут изменить сельское хозяйство Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»