«Кто не выдерживает, уходит на землю»
Командир авиационного отряда авиабазы «Тамбов» подполковник Сергей Кривопустов. Фото: Екатерина Жмырова

Командир авиационного отряда авиабазы «Тамбов» подполковник Сергей Кривопустов. Фото: Екатерина Жмырова

Корреспондент «Русской планеты» побывала на авиабазе «Тамбов» и узнала, как проходят будни летчиков

«Летка» или «Тамбов-4» — тихий микрорайон на окраине города. Когда-то здесь жили в основном семьи военных — тех, кто учился или служил в Тамбовском высшем военном авиационном училище летчиков (ТВВАУЛ). В 90-е годы одна из старейших в России кузница кадров для авиации была полностью расформирована. А в начале 2000-х здесь снова начали восстанавливать разрушенную и разворованную авиабазу.

Этот микрорайон и сейчас больше напоминает военный городок, чем окраину областного центра. Заборы. Люди в военной форме. Даже закусочная рядом с автобусной остановкой называется «КПП». Об интервью с командиром авиационного отряда авиабазы «Тамбов» подполковником Сергеем Кривопустовым договаривалась больше недели. Застать летчика в Тамбове оказалось непросто. И даже когда нам все-таки удалось встретиться, беседа получилась совсем короткой. Буквально через пару минут заглянул командир эскадрильи: «Сергей Петрович, в 15:00 вылет. Маршрут: “Тамбов-Сольцы-Ахтубинск-Сольцы-Тамбов”». Сказать, что я была разочарована, ничего не сказать.

– Как же так, Сергей Петрович? Вы уже улетаете?

– Ну, видите, задача поступила. Такая вот у нас работа — сейчас сидим с вами общаемся, через два часа уже можем быть в Ахтубинске. Это называется выполнение специального задания. Вчера прилетел с Дальнего Востока, из Комсомольска-на-Амуре. Сейчас вот готовился к завтрашним полетам с молодыми летчиками.

– То есть вы сейчас вылетите и прилетите сегодня же?

– Это неизвестно. Что сегодня вылетим это точно, а когда вернемся, не могу сказать. Поэтому и отбор в летные училища, сами понимаете. Кто не выдерживает, тот уходит на землю.

И все же 15 минут на разговор с Сергеем нашлось.

– Что вас потянуло в авиацию?

– Юношеская романтика. У меня, по крайней мере, была именно она: максимализм, книги, фильмы. В то время, когда я поступал в училище, патриотическое воспитание все-таки было на высоте. Много фильмов было про авиацию. А так, у всех по-разному. У кого-то родители летчики. В нашей профессии нередко династии встречаются.

– Ваши дети пошли по вашим стопам?

– Сын хотел стать летчиком, но не прошел по зрению. В итоге служит сейчас в полиции. Вообще, приводит в авиацию, конечно, романтика, а потом тяжелая работа начинается. Я окончил Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. Потом попал по распределению летчиком-инструктором в Оренбургское училище. Его сократили в начале 90-х одновременно с тамбовским. Потом еще в Рязани полетал. А в 2000 году, когда здесь начали восстанавливать базу, создавать авиационные эскадрильи, попал в Тамбов.

– Вы быстро привыкли к новому городу?

– Я сам из деревни в Воронежской области. По сравнению с Воронежем, конечно, Тамбов уступает. А так — нормальный российский зеленый город. Военные вообще проще к таким вещам относятся. Люди везде живут. Когда помотаешься по стране, десять гарнизонов сменишь — так вообще все прекрасно! Правда, училище здесь было уничтожено полностью, летный полк сокращен, развал был полный. Мы своими руками все это восстанавливали. Вот здесь в этом здании окон не было, полов не было, абсолютно голые стены. На скорую руку что-то отремонтировали из подручного материала, из ДСП сделали шкафы, обклеили их пленкой.

– Но по сравнению с 90-ми, наверное, это все еще цветочки? Мне подруга — жена военного — рассказывала, что им приходилось картошку с чужих огородов воровать...

– До такого я, конечно, не доходил. Хотя, в начале 90-х всякое бывало. Я тогда на Южном Урале служил. Летом было проще — ходили перед полетами на рыбалку, ловили налимов. Просто, чтобы пропитаться. Машины со стиральным порошком в частном магазине разгружали. И такое было. Тогда очень многие из армии ушли. Мало того, что зарплаты мизерные были, так их еще и не платили. Многие ребята кинулись в бизнес, как тогда модно было. А кто остался, видите, работают до сих пор.

– Что у вас сейчас на авиабазе происходит?

– Сейчас здесь располагается смешанный авиационный полк. В основном мы занимаемся подготовкой летного состава. К нам попадают на практику ребята пятикурсники после Краснодарского высшего военного авиационного училища. Оно сейчас в России одно осталось, которое готовит непосредственно летчиков. Есть еще учебные заведения, которые выпускают штурманов. Но это совсем другое. Летчики непосредственно управляют самолетом, а штурманы — это интеллигенция наша, которая мыслит, в воздухе рассчитывает курс.

– А летчики разве не интеллигенция?

– Летчики — это работяги. Потому что у них штурвал. А интеллигенция — это те, кто работает головой. Шучу, конечно. Так вот, мы здесь готовим к полетам курсантов, которые идут по профилю дальней военно-транспортной авиации. Они у нас летают на Ту-134, Ан-26, Ан-12, Ан-18. Мы также даем необходимые нормы налета молодым лейтенантам, осуществляем перевозки. Допустим, воюет бригада спецназа, нам могут в любой момент дать задачу их перебросить куда-то.

– И много у вас самолетов на базе?

– Для обучения хватает. Военная тайна, как говорится. По сравнению с тем, что раньше было, полк работает во всю, постепенно что-то меняется в лучшую сторону. Сейчас даже инструкторов не хватает. В 90-е керосина не было, летчики мало того, что зарплату не получали, они и не летали. Сейчас много летаем, подготовка на уровне, технику, думаю, в скором времени потихоньку заменим. А пока еще ресурсы есть.

– А какие-то чрезвычайные ситуации в вашей тридцатилетней карьере были?

– Ну, конечно, у каждого что-то бывает. И двигатель отказывает, бывает. Но в основном, техника надежная. Хотел вам экскурсию провести, самолеты показать, в кабине пилота дать посидеть, но времени, к сожалению, совсем нет. Приходите в другой раз. Вас ребята до КПП проводят.

Пока ехали до КПП, провожатые поинтересовались, о чем собираюсь писать. «Не знаю, — говорю, — времени так мало было, столько всего хотела спросить и, кажется, ничего не успела».

– А вы напишите, что вот так утром уйдешь на работу и не знаешь — может, вечером к семье вернешься, может, завтра, а может и через неделю.

– А как жены к такому режиму относятся?

– Нормально, привыкли...

Яблоня в пробирке Далее в рубрике Яблоня в пробиркеДиректор НИИ садоводства имени Мичурина Юрий Трунов рассказал РП о том, как из яблоневой почки вырастить целый сад и как запрет на импорт отразится на развитии науки Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»