«Этому выпуску я очень благодарен за то, что они отучили всю школу курить»
Юные тамбовские казаки на торжественной линейке. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»

Юные тамбовские казаки на торжественной линейке. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»

Как в отдельно взятой тамбовской казачьей школе пытаются изменить российскую систему интернатского образования

В этом году тамбовская школа-интернат № 1 для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получила новый статус. Теперь она официально называется казачьей детской школой имени графа Воронцова-Дашкова. Отойти от общепринятой системы интернатского образования здесь решили семь лет назад. Контингент школы, мягко говоря, непростой. Почти 20% учеников состоят на учете в детской комнате милиции. Корреспондент «Русской планеты» побывала на торжественной линейке в казачьей школе и узнала, как конная, строевая и огневая подготовка меняют «трудных» подростков.

В бывшей школе-интернате живут и учатся дети с пятого по девятый класс. Всего около 150 человек. Для 40 из них сегодняшний день — своеобразная точка отсчета. Как принято говорить на подобных мероприятиях — первый шаг во взрослую жизнь. Флаги, погоны, военная форма и парадные казачьи мундиры. О том, что это школьная линейка, а не военная присяга, напоминают лишь красные ленты с золотой надписью «Выпускник» и разноцветные воздушные шарики. Священники и казачьи атаманы говорят про веру в Бога и Отечество, выбор правильных ориентиров, цитируют Суворова. Их выступления школьники встречают криками: «Любо» и «Служу казачеству и вере православной».

Ребят представляют к воинским чинам и спортивным разрядам. Выпускники передают символическое знамя будущим девятиклассникам. Девочки вытирают слезы и выстраиваются в очередь к учителям, чтобы сделать фото на память. Педагоги же улыбаются: «Всегда бы они были такими внимательными и трогательными. Особенно на уроках».

К заместителю директора по учебно-воспитательной работе Владимиру Терехову подходит женщина с мальчиком лет 10. Они разговаривают о чем-то. Парнишка явно расстроен. Подхожу к нему, узнаю, что его зовут Димой и он специально приехал на линейку из села Донское. Спрашиваю: «Почему расстроен? Хочешь казаком быть?»

–Да!

– Не берут?

– Не берут.

– А сколько тебе лет?

– Десять. Я в третьем классе. А тут берут с пятого. Мне на лошадях ездить нравится и вообще все это очень нравится.

– Ну, не переживай, через год придешь.

– Да! С удовольствием!

Поздравления от кураторов школы-интерната — тамбовского казачьего общества. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»

Спрашиваю у замдиректора — часто ли родители подходят с подобными просьбами. Владимир Дмитриевич отвечает, что в последнее время все чаще. Как правило, рекламой служат сами ученики. Люди видят на улице ребят в казачьей форме, подходят и спрашивают — что это за школа и как поступить туда учиться.

– Это был 2008 год, — рассказывает Владимир Терехов, — коллеги из УФСИНа и Госнаркоконтроля предложили нам сделать здесь что-то вроде кадетского корпуса. А так как наш зам по воспитательной работе Сергей Георгиевич казак, новая форма обучения легко придумалась. Мы разработали программу, которая называлась «Социальное кадетство». Сидели и думали, как мотивировать детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. В школу-интернат ведь обычно кого берут? Это, как правило, малообеспеченные, многодетные семьи, дети, у которых нет мамы или папы и их опекают бабушки. Нам сюда со всего города переводят ребят, которые школьную программу не тянут. Много детей с хроническими заболеваниями, которые не могут учиться в обычной школе по состоянию здоровья. Сейчас в это трудно поверить, но на самом деле все так и было — это была группа фанатов, группа людей увлеченных, мы нужны были тогда только самим себе. И спасибо, что дети нам поверили. Трудно, конечно, не всем это дается, не все хотят. Седых волос за эти семь лет у меня прибавилось. Вот смотрите, почти совсем седой.

Владимир Терехов рассказывает, что ремонт в здании интерната делался в основном силами учителей. Казачье общество помогло установить на территории школы два мемориала — памятник графу Воронцову-Дашкову, чье имя теперь носит учебное заведение, и мемориал героям отечества, который пока еще официально не открыт. Кроме того, интернат № 1 — одна из немногих школ, в которых есть свой музей и своя домовая церковь.

– Вот город нам плитку б/ушную дал, будем территорию облагораживать, — показывает Владимир Дмитриевич. — А так почти все за свой счет и своими руками — дети и учителя. У нас учителя, которые могут все — и по дереву резать и иконы писать. Форму парадную раньше тоже за свой счет шили. Вот только первый год стали родителей просить хотя бы форму оплатить.

Заместителя по учебно-воспитательной работе и по совместительству математика постоянно отвлекают выпускники. Кто-то хочет сфотографироваться с бывшим педагогом, кто-то — вручить цветы.

– За что? — спрашивает Терехов. — А то тут один принес букет, я спрашиваю за что, а он говорит — не знаю.

– За то, что вы учили меня, — не теряется подросток.

– Наши ребята ездят на Бородино, — продолжает Владимир Дмитриевич, — в Москву и Тулу на места боевых сражений, занимаются конной подготовкой. Вот идет Настя — командир пятого класса. Она сегодня получила звание приказного. А это Катя — командир седьмого класса. Видели бы вы, как она строит мальчишек: «Равняйсь-смирно! Равняйсь-смирно-отставить!» Они ее слушаются.

– А куда ваши ребята поступают после девятилетки?

– Это отличный вопрос. За семь лет работы одна девочка у нас поступила в высшее учебное заведение. Окончила педагогический. Сейчас стала учителем начальных классов. Понемножку по одному по два стали идти в педучилища. В прошлом году уже шесть человек поступили. Одна наша бывшая ученица сейчас вернулась к нам и работает воспитателем. Так что появляется преемственность, чему мы очень рады. Автомехаников, поваров много.

– А в военные идут? Все-таки у вас казачья подготовка...

– Ну вот — Баклачев Александр. Он из потомственной семьи казачьей. Дед казаком был, братья деда. Он сам из Моршанска. Учится здесь с пятого класса. Плохо то, что они боятся идти дальше в десятый класс.

Ученица казачьей детской школы имени Воронцова-Дашкова. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»

– Куда поступать будешь? — спрашиваю у одного из парней.

– В военные. В кадетский корпус имени Демина. Я хотел в связь пойти, но у нас в Тамбове теперь на связистов не учат. Вообще, я всегда в военные хотел. Поэтому и попросил родителей сюда меня перевести.

– Саш, плюешься на плацу! — делает замечание Терехов.

– Я не на плацу, я рядом, — реагирует подросток.

– Ты что не плачешь-то? — спрашивает замдиректора у проходящей мимо девушки.

– Я уже поплакала. Я успокоительное выпила.

– А вы, я смотрю, по-простому с ними общаетесь, — уточняю у Владимира Дмитриевича.

– Ну а как? Они мои любимые. Знаете, какие самые ругательные слова у меня? Чайник, балбес и пенек. Трудно, конечно, работать, сопротивляются дети. Не сразу привыкают к муштре. Но зато теперь они приезжают на спортивные соревнования и выигрывают.

– Может, таким ребятам как раз муштра и нужна? Не женское воспитание, а мужская рука?

– Вы понимаете, они же могут сказать — а я не хочу, зачем мне это надо. По закону мы не имеем права заставлять их хоть что-то делать. Но вот этому выпуску я очень благодарен за то, что они отучили всю школу курить. Среди них очень много спортсменов. До этого учителя все время ловили курильщиков то в туалете, то на улице. А сейчас в туалетах ни запаха, ни бычка. Они еще тогда восьмиклассниками были и отучили всю школу.

Дети расходятся по кабинетам на классные часы, а я иду в так называемый штаб — что-то вроде учительской, но для офицерского состава. Военрук Дмитрий Крячко знакомит меня с педагогами.

– Игорь Львович — преподаватель ОБЖ. Василий Владимирович — афганец, преподаватель физкультуры. Виталий Анатольевич — старший лейтенант, преподаватель НВП. Сам я веду военное дело. НВП — это теория, а у меня практика. У нас у каждого класса каждый день одно занятие после уроков практическое. Мы занимаемся строевой подготовкой, огневой, метанием ножей, лопат. Учиться у них получается тяжело, а физической силы много. Раньше они только в футбол гоняли целыми днями, а теперь у нас есть секции фехтования, рубки шашкой лозы. Это казачья дисциплина такая. Купили шашки и вот они у нас бутылки с водой полторашки рубят, тренируются, на соревнования ездят. Пытались рукопашный бой ввести, но не пошло. Решили, что слишком много травм будет.

– Это, наверное, редкость, чтобы в школе-интернате было столько педагогов-мужчин?

– Ну, женщин у нас все-равно большинство. У нас же не только учителя, еще и воспитатели, всего около 40 человек педагогов. С женщинами, конечно, они могут огрызаться. И женщины терпят. А мы такого не прощаем. Они знают, что с военруками не стоит шутить. Если мы сказали, надо выполнить задачу. По идее они тут не имеют права ни коридор помыть, ни отжиматься мы не можем их заставить в качестве наказания. Сразу прокуратура прибежит. Это эксплуатация детского труда, унижение. Дети же обездоленные, нельзя их обижать, они и так жизнью обиженные. И в итоге мы растим тунеядцев. Здесь их кормят, чистая постель, тетрадки, учебники — все бесплатно. Пугать родителями тоже бессмысленно. У большинства из них какой подход? Мы вам отдали детей, вы и воспитывайте. И вот все что, что в школе есть — это в основном дело рук педагогов: мы сами красим, ремонтируем, восстанавливаем скамейки. Есть, конечно, отдельные ребята, на которых можно положиться.

Дмитрий Крячко, как и большинство педагогов из офицерского состава, пришел в интернат около семи лет назад, когда директор школы стал искать людей, которые помогут воплотить в жизнь программу по социальному кадетству.

– Не представляете, что тут было, — рассказывает Дмитрий, — вообще не знали, что с детьми делать — шпана одна, ничего святого. Сбивались в кучи, били людей на улице, отбирали телефоны. На выпускной разгромили кабинеты, перебили окна, мебель. А потом здесь коллектив подобрался. Начали постепенно ремонт делать, военным делом с ними заниматься, форму пошили. Казачество — это что? Это вера, это служение Отечеству. И старшим-то это бесполезно было объяснять. Дисциплины никакой. Но они выпускались, а малыши приходили. И уже с пятого класса — присяга, форма, дисциплина, строевая подготовка. Вот в прошлом году мы набрали пятый класс, мы уже ими гордимся. Хорошие дети пришли. Им не нужно по десять раз одно и то же объяснять. Да и выпуск в этом году уже был интеллигентней — стихи рассказывали, расплакались. В прошлом году на выпускной они вышли педагогов поздравлять, и даже имена учителей не все знали, хотя отучились пять лет.

Педагоги связывают большие надежды с изменением статуса школы-интерната. Конечно, тамбовская казачья школа пока вряд ли может конкурировать с подобными учебными заведениями из Краснодара, Ставрополя или Москвы, где кадетские корпуса существуют уже много лет и имеют поддержку местных властей. Там есть свои лошади, конюшни, транспорт, бассейны. А в тамбовском интернате нет даже своего спортзала. Сейчас ребят все чаще стараются вывозить на соревнования в другие регионы, чтобы они, как говорит Дмитрий, не «варились» только в своей школе и смотрели как ведут себя другие.

– Они смотрят на кадетов из других школ и начинают тянуться за ними — уже нормально в строю стоять, не пинаться, не плеваться. Сейчас наши ребята уже гордятся своей школой, раньше у них такого не было. Мы стараемся привить им то, что на соревнованиях надо бороться до последнего. И вот результат — наша команда на «Русским витязе» заняла третье место по узлам. Им всегда все давали и так — без разницы с каким результатом выступят, все равно медаль дадут, сладкий приз, печенье. Для чего бегать? Что напрягаться? А сейчас мы им прививаем чувство, что надо сражаться, бороться, вы же казаки, у нас единственная в городе такая школа. В сентябре вот на Куликово поле их повезем на реконструкцию.

Во второй раз задаю вопрос: «Куда же все-таки идти выпускникам кадетских классов после окончания интерната, чтобы вся эта работа и военная подготовка не прошла даром?» Педагоги вздыхают. Говорят, что это самая больная тема. И на уровне области и на уровне государства эта система не отстроена. В интернате детям дают азы рабочих профессий. Есть кружок автодела, после которого можно получить «корочку» помощника автослесаря и устроиться на автомойку или даже в автомастерскую. Есть курсы кройки и шитья. Раньше многие поступали в десятое СПТУ в поселке Георгиевский, в котором тоже были казачьи классы. Но с началом реформ в сфере среднеспециального образования это училище расформировали.

Выпускники 2015 года. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»

– Проблема в чем с нашими детьми? — объясняет Дмитрий Крячко. — Мы здесь чересчур их опекаем. Если они не приходят на уроки, мы их ищем, бегаем за ними. И они к этому привыкают. Подумаешь, два-три занятия пропустил, потом неделю пропустил, ничего страшного, все равно поставят тройку и аттестат дадут. И они думают, что так везде. Они привыкают к опеке, и когда попадают в то же ПТУ или техникум, не готовы к тому, что там за ними никто бегать не будет. И вот он в одно ПТУ поступил, выгнали, в другое поступил, выгнали. В результате на металлобазе грузит металл или машины на автомойке моет. Кого-то, конечно, в армию забирают, но большинство по здоровью не проходят. Я же говорю, очень много детей с хроническими заболеваниями. Да и мозги большинство из них лишний раз напрягать не хотят, тяжело им учиться.

На часах — полдень. Офицеры застегивают верхние пуговицы рубашек, поправляют галстуки, — пора на строевую. Спрашиваю: «С детьми»?

– Нет, почему же? Сами. У нас свой хор педагогов, своя вокально-инструментальная группа. «Талисман» называется. Завтра едем на конкурс строевой песни в город Кирсанов.

«Наступает новый этап в жизни региона» Далее в рубрике «Наступает новый этап в жизни региона»Президент РФ принял досрочную отставку тамбовского губернатора Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»