«Приходится искать не талантливых детей, а талантливых родителей»
Дирижер детского оркестра народных инструментов ДМШ № 2 города Тамбова, лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения Алексей Моргунов. Фото из личного архива Алексея Моргунова

Дирижер детского оркестра народных инструментов ДМШ № 2 города Тамбова, лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения Алексей Моргунов. Фото из личного архива Алексея Моргунова

Дирижер детского народного оркестра о поездке на выставку «ЭКСПО», современных конкурсах и недоступности частных музыкальных школ

Для кого-то из юных музыкантов учебный год начался с обычного разучивания новых этюдов и пьес, для кого-то — с концертов и поездок в Европу. Ансамбль народных инструментов ДМШ № 2 Тамбова отправился покорять Италию. Музыкантам предстоит выступить на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2015. За день до поездки корреспондент РП встретилась с одним из руководителей коллектива, дирижером Алексеем Моргуновым.

– Где только ни выступали ваши ученики: в Сочи на Олимпиаде, в зале Московской консерватории, на других интересных площадках России. Какими судьбами теперь в Италию?

25 сентября на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2015, проходящей в Милане, состоится открытие Дней культуры России. По этому случаю организуется торжественный прием в генеральном консульстве России. Выступить на событии пригласило нас отечественное Минкультуры. Везти целый оркестр очень затратно, представит страну часть коллектива — ансамбль, в составе которого пятеро детей и двое преподавателей. Может, посчастливится выступить и в Миланской консерватории — ведем переговоры и по этому поводу.

– Что вошло в вашу «итальянскую» программу?

– Разное: Рахманинов, Щедрин, Гаврилин, Хименес, народные обработки («Барыня», «Камаринская», «Волынка») и другие произведения. Программу мы успели хорошенько «обкатать»: в течение трех недель выступали на разных концертных площадках на Тамбовщине и за ее пределами.

– Говорят, некоторые дети из оркестра по 5–6 часов на летних каникулах занимались. Это чтобы выдержать конкуренцию?

– Конечно, никто жесткие рамки не ставил. Такие продолжительные занятия стали нормой для тех, кто в составе оркестра выезжает в ежегодный летний творческий лагерь. Но отчасти вы правы: внутри класса, оркестра, школы в целом без конкуренции не обойтись. Однако она должна быть здоровой. Задача преподавателя — «модерировать» эту конкуренцию, направляя в нужное русло. Поэтому струны у нас никто друг другу не подпиливает, а стараются взять верх более достойными поступками. Например, кто-то выучивает пьесу за 2 дня, кто-то — за 2 часа. Важно научить детей быть в такой борьбе добрыми и честными, чтобы они побеждали не за счет интриг и хитрости, а за счет способностей и усердия. Все должно быть логично: кто лучше играет, тот и получает больший бонус. В данном случае — возможность выступить в престижном мероприятии.

Детский образцовый оркестр народных инструментов участвовал в культурной программе Олимпиады в Сочи в 2014 году. Фото из личного архива Алексея Моргунова. 

– Как вам удается найти столько желающих заниматься на балалайке? Ведь скажем откровенно, сегодня далеко не во всех музыкальных школах полный набор детей.

– Уверен, что набрать воспитанников можно без проблем на любой инструмент. Не знаю педагогов, трепетно относящихся к своему делу, кто бы не справлялся с этим. Когда приходишь в общеобразовательную школу набирать детей и играешь им вживую хотя бы «Чижика-Пыжика», они буквально все хотят учиться. Сложнее с их родителями, которых приходится «зажигать». Поэтому мы используем такую тактику: для детей играем сами, а для мам и пап показываем уже результаты труда на примерах своих лучших учеников. Однако поясняем: для того чтобы и их дети заиграли столь же красиво, нужны ежедневные домашние занятия.

Как правило, приходится искать не столько талантливых ребят, сколько талантливых родителей, проявляющих интерес к занятиям детей.

– Но как научиться мотивировать ребенка, чтобы его пыл не угас через неделю?

– Родительский интерес к творчеству ребенка — и есть важный мотиватор. Дети всегда ищут, чем привлечь внимание мам и пап. Поэтому нужно не ругать за то, что не брал в руки инструмент, а наоборот — поощрять занятия музыкой. Тогда можно рассчитывать и на успешный результат.

Как педагог я определил для себя одну вещь: ребенок, приходя в музыкальную школу, должен как можно скорее начать играть. Чтобы он смог выйти на сцену в наутюженном костюме с бабочкой и почувствовать себя артистом. Если он испытал кураж от того, как аплодировали в зрительном зале его родители, а кто-то даже и прослезился, это может стать мощным толчком. А дальше уже все будет зависеть от его таланта.

Кстати, нередко и взрослые, глядя на своих детей, загораются желанием научиться играть на балалайке. С такой просьбой ко мне обращаются каждый год. У некоторых появляется для этого время с выходом на пенсию. А кто-то и вовсе признается, что может выкроить свободный часок для игры на инструменте, работая где-нибудь в мастерской. Общаясь с такими людьми, в очередной раз убеждаюсь, что балалайка становится популярным инструментом.

Выступление в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского — бонус за победу в Международном фестивале-конкурсе «Мы за мир!». Фото из личного архива Алексея Моргунова.

– В последнее время все чаще поднимается тема частных школ. Почему бы, например, вам — педагогу с высоким авторитетом — не открыть такое образовательное учреждение?

– Один из минусов частных школ — стоимость обучения. Музыкальное образование — самое дорогое, ведь оно основано на индивидуальных занятиях. Судите сами: примерная стоимость затрат муниципального бюджета на одного ребенка в месяц по программе государственной музыкальной школы — 3 800 рублей. Сюда вложены оплата труда педагогов, коммунальные услуги. А если еще платить и за аренду помещения, то можно удвоить сумму. Для тамбовских семей частная музыкальная школа — очень дорогое удовольствие. В итоге заниматься музыкой станут только дети очень и очень обеспеченных родителей. Наша же задача совершенно другая — сделать качественное образование доступным, демократичным.

– А как вы относитесь к тому, что сейчас все музыкальные школы работают по двум направлениям: предпрофессиональное обучение и общеразвивающее?

– Предпрофильные программы — это хитрость Министерства культуры. Их наличие не позволяет отобрать финансирование у музыкальных школ. В итоге дети и получают бесплатное музыкальное образование. Каждый час в учебном плане таких программ оплачен государством. А вот общеразвивающие уже в скором времени могут встать на коммерческие рельсы как дополнительные образовательные услуги.

Вообще надо признать, что та система образования, которая есть сейчас в музыке, сохранилась со времен СССР. Она основана на непрерывной преемственности: школа, музучилище (колледж), вуз. Недаром ее позаимствовала сначала вся Европа, а потом весь мир — такая система всегда давала и дает лучшие плоды. Возьмем всем известный конкурс Чайковского. Кто в нем побеждает? Наши русские пианисты. Даже если речь идет об иностранных исполнителях, то педагоги их зачастую оказываются русскими.

– К слову о конкурсах. Не считаете ли вы, что их стало очень много, причем не самого высокого уровня?

– Конкурсы для музыкантов были важны всегда. Но раньше, в советские времена, их было меньше и они были гораздо сложнее. Сейчас даже областной конкурс может быть куда серьезнее, чем большинство тех, что проводятся под маркой «международный». По сути международным можно назвать любое состязание — достаточно пригласить кого-то в члены жюри из консерватории. При этом не будет регламентироваться ни состав участников, ни жюри. Конечно, нельзя говорить, что все свелось к такому уровню. Есть и конкурсы, где всегда побеждают только серьезные и вдумчивые музыканты.

Однозначно то, что дети должны участвовать в конкурсах, пока не вырастут как самостоятельные исполнители. Ведь что такое конкурс? Это концертное выступление, которое оценивает не только публика, но и профессионалы. Как невозможно научиться плавать, ни разу не войдя в воду, так и нельзя научиться высокому профессиональному мастерству, не пройдя конкурсы. Хотя есть примеры, когда музыканты становились всемирно признанными и без участия в таких испытаниях. Но это, как правило, редкие исключения.

«В последние годы времени на себя совсем не хватает», — дирижер оркестра Алексей Моргунов. Фото из личного архива Алексея Моргунова.

– Вы не только сами участвуете в конкурсах, но активно концертируете. К этому как-то обязывает руководство школы?

– Принуждения к исполнительской деятельности нет и не может быть. Напротив, за это могут поощрить. Но дело и не в этом. Играющий педагог всегда держит себя в форме: не теряет квалификацию, следит за всеми новыми тенденциями. Для народных инструментов это особенно важно, потому что каждые 10–15 лет у нас происходит очередная «революция» — взять хотя бы приемы игры. Помимо того, когда дети видят своего учителя на сцене, многое можно и не объяснять устно. Юные исполнители, словно обезьянки, любят все копировать.

– Признайтесь, а сами вы можете чему-то научиться у своих подопечных?

– Не скрываю, что именно дирижирование в детском коллективе и помогло моему становлению как профессионала. Работа с детьми открывает даже новые навыки общения. У меня довольно много времени ушло на то, чтобы понять, что разговаривать с ними надо на взрослом языке: не говорить о примитивных вещах, не «сюсюкаться». И не ставить себя «командиром войска», а быть первым среди равных.

– У детского народного оркестра — два руководителя: вы и Алексей Артемьев, который в прошлом был вашим педагогом. Каково работать в таком музыкальном союзе, где занимаются сразу несколько поколений?

– Уверяю вас — это очень полезное сотрудничество. Во-первых, нельзя сказать, что моим учителем Алексей Артемьев был только в прошлом. Перенимать опыт этого талантливого музыканта мне важно и по сей день. Нас связывает любовь к своему делу, служение искусству. И потом, очень важна чисто человеческая поддержка друг друга. В целом, творческий союз, где «сыгрались» три поколения, приносит хорошие плоды и имеет очень далекие перспективы.

– И все-таки, много ли детей продолжают получать музыкальное образование дальше, после окончания школы?

– Таковых остается совсем небольшой процент. Но так и должно быть — профессию музыканта выбирают, как правило, только самые талантливые. Нередко определиться помогает и накопленный в детском оркестре опыт. Ребята уже имеют представление о гастролях, поездках и понимают, подходит им такой стиль жизни или нет. Поэтому каждый год несколько учащихся из нашего оркестра идут получать профессиональное музыкальное образование.

Кого-то с пути сбивают родители, убеждая, что музыканты влачат жалкое существование. Между тем надо осознавать, что в любой сфере деятельности возможны хорошие заработки, если ты сможешь стать лучшим в своей профессии. Не надо думать, что будучи педагогом музыкальной школы, артистом муниципального или областного коллектива, ты будешь бедствовать. Сегодня зарплаты и педагогов музыкальных школ, и артистов муниципальных или областных оркестров на Тамбовщине — средние по экономике региона.

Реально получать и гонорары в полтора миллиона рублей. Но для этого нужно постараться вырасти, например, до уровня Дениса Мацуева.

– Зачем вам провинциальный Тамбов? Ведь вы получаете предложения переехать в крупные города?

– Трудно бросить то, во что вкладываешь всю душу, отдаешь сердце.

Сольный концерт Алексея Моргунова в музейном комплексе «Асеевская усадьба» (Тамбов). Видео из личного архива Алексея Моргунова.
«Это и был эпизод, который заставил меня изучать историю своей семьи» Далее в рубрике «Это и был эпизод, который заставил меня изучать историю своей семьи»«Русская планета» узнавала, насколько силен у тамбовчан интерес к своим родословным, а также насколько достоверны семейные легенды Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»