«Американцы нас жутко боялись!»
Спецкомандировка экипажей 194-го гвардейского военно-транспортного авиаполка в Эфиопию. Александр Алешин (слева) в горах Аритреи. Октябрь 1985 года. Фото из личного архива Виктора Алешина.

Спецкомандировка экипажей 194-го гвардейского военно-транспортного авиаполка в Эфиопию. Александр Алешин (слева) в горах Аритреи. Октябрь 1985 года. Фото из личного архива Виктора Алешина.

«Русская планета» встретилась с летчиком, выполнявшим секретные военные миссии

На днях россияне отметили двойной праздник — день ВВС и день Воздушного флота страны. Говорить о доблести, смелости и победах авиаторов излишне, достаточно вспомнить победу над фашистской Германией и разгром Японии. Вот уже 15 лет в Тамбове живет подполковник запаса Виктор Алешин, служивший в Афганистане, на Мадагаскаре и даже в Эфиопии. Присутствие советских войск в этих странах на протяжении разного времени было засекречено.

«Наш полк работал на пределе возможностей и выполнял двойную норму дивизии»

В 1971 году Виктор Николаевич, уроженец Киргизии, поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. Получив необходимые навыки, был направлен служить в узбекский город Фергану, в то время там базировался 194-й гвардейский военно-транспортный авиаполк. Спустя некоторое время обострилась обстановка в Афганистане.

– Еще до ввода войск там посадили нашу эскадрилью. Моя первая командировка в Афганистан была в марте 1979 года, — вспоминает Виктор Алешин. — Нас тогда срочно вызвали, посадили в учебный класс и объявили о предстоящих полетах. Все это было секретно. Специально для этого наши самолеты были не со звездами, а замаскированные под гражданский рейс — с флагами.

Заключенный между двумя странами договор гарантировал Афганистану военную поддержку СССР. Местная армия под видом продовольствия получала необходимое вооружение. Задачу по доставке выполнял, в том числе, экипаж Алешина. Но вскоре нагрузка существенно возросла. После ввода советских войск полк начал работать «в открытую». Помимо снабжения ресурсами 40-й армии, перевозки груза и личного состава, летчики доставляли на Родину раненых и погибших.

– Погибших вывозили очень часто. Фактически на наш полк это и было возложено. Поэтому потом, когда пытались снижать число убитых, мы для себя сразу подсчитали — там погибло где-то 14,5 тысяч человек. Это без учета тех, кто умер в госпиталях. После развала Советского Союза, кстати, эти цифры озвучили. До этого их долго скрывали, — утверждает летчик.

Особенно трудными выдались первые такие рейсы. В народе их прозвали «Черный тюльпан». Самолеты «АН-12» под завязку загружали телами погибших. За неделю нужно было доставить «груз 200» в разные регионы СССР.

Загрузка в самолет АН-12. Аэродром Баграм, Афганистан. Фото из личного архива Виктора Алешина.

– Нагрузка была огромнейшая, — рассказывает подполковник запаса Алешин. — По 1200 часов в год. Это запредельно! Установленная официально норма в 70 часов считалась среди летчиков чем-то несерьезным — это словно вообще не летал. Наш полк работал на пределе возможностей и выполнял двойную норму дивизии.

В то время Виктору Николаевичу было 26 лет — и даже молодой организм порой не выдерживал нагрузок. Будучи командиром экипажа, Алешин отмечает сложность летных условий в Афганистане.

– Особые неудобства доставляли горы. Многие до этого летали только в равнинных условиях. Тяжело порой было даже опытным летчикам. А боевые действия лично на моих полетах практически никак не сказывались: сверху не видно, стреляют по самолету или нет. Про это даже не думал. Но, к сожалению, не обошлось в Афганистане без авиакастроф.

«В Мадагаскаре платили примерно 600 долларов в месяц»

В 1984 году Виктор Николаевич Алешин был командирован в Мадагаскар. Не многим известно, но и этому государству Советский Союз оказывал военную поддержку так же — в соответствии с договором. Переброска войск обеспечивалась двумя самолетами «АН-12». Кроме того, в случае обострения конфликта между Мадагаскаром и ЮАР учитывался вариант эвакуации представителей посольства.

– Там были очень хорошие финансовые условия для нас как для летчиков. В Афганистане я работал бесплатно. В Мадагаскаре платили примерно 600 долларов в месяц. В переводе на рубли в то время — 2,5 тысячи. Опять же, это еще и чеки, которые можно было по спекулятивной цене обменять, — смеется Виктор Алешин, — это было похоже на курорт.

«Курорт» затянулся на 10 месяцев. После этого летчику объявили о грядущей смене экипажа и очередной командировке в экзотическую страну. Без отпуска, вдали от семьи, следующий год Алешин провел в Эфиопии. Ряд государств, в том числе и Советский Союз, преследовал свои интересы в конфликте правительственных войск и сепаратистов.

– Это богатейшая страна, которая находится буквально на золоте. Его там добывают практически открытым способом, без каких-то сложных приспособлений. Эфиопия — это неограниченные залежи, — рассказывает летчик. — Многие страны ввязывались в конфликты именно по этой причине. Я уже не говорю про Афганистан: разговоры про иностранные базы — для отвода глаз, там кладезь полезных ископаемых!

«Агенты ФБР следили, чтобы мы не общались»

По рассказам Виктора Алешина, в Эфиопии присутствовали военные из США, ФРГ, ГДР, Бельгии и Швеции. Маскировались под гражданскую авиацию только Советский Союз и Америка. Остальные страны позволяли своим представителям носить военную форму.

– Уже тогда у нас были непростые отношения с американцами. Они нас жутко боялись. Агенты ФБР даже следили, чтобы мы не общались. Если американские летчики, не дай Бог, заговорят с нами, им потом запрещали вылет за границу. Я уже там понял, что в США нет никакой демократии.

Взлет самолета АН-12 в Афганистане. Фото из личного архива Виктора Алешина.

Шел 1986 год. По выполнении очередного задания Алешин пригнал самолет на один из аэродромов Эфиопии. В ожидании рейса попал под обстрел сепаратистов. В его «АН-12» попала ракета типа «Катюша». Летчик получил серьезную травму колена, которая беспокоит его до сих пор.

«Когда включали аппаратуру на полную мощность, волосы дыбом становились»

Помимо командировок экипажи проходили обязательные учебно-тренировочные полеты. Некоторые из них сопровождались использованием аппаратуры радиоэлектронного подавления. О том, что представляет собой такая «постановка помех», подполковник запаса рассказывает настороженно:

– Когда включали аппаратуру на полную мощность, у меня волосы дыбом становились, как на фотографиях Эйнштейна. Это очень вредно.

Также Виктор Алешин регулярно участвовал в поисково-спасательных операциях (авиаполк входил в систему поисково-спасательного обеспечения Туркестанского военного округа). Экипаж нес круглосуточное дежурство в порядке 20-минутной готовности.

– Мы обнаруживали упавшие самолеты и выбрасывали на место крушения группу спасателей. Служба работала на опережение, а не как сейчас, то есть в случае невыхода какого-то экипажа на связь тут же поднимался самолет. Если тревога оказывалась ложной, он возвращался. Один из таких вылетов в моей практике оказался реальным. В 1985 году авиакатастрофу под городом Учкудук (Узбекистан) потерпел «Ту-154». Тогда погибли все 200 человек, находившиеся на борту.

Сегодня полк расформирован. Ветераны по-прежнему встречаются, вспоминают о былом и делятся опытом с молодежью. За время службы в активе Виктора Алешина порядка 5000 часов «работы над землей».

Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»