«У нас в основном полиглоты»
Урок французского языка в Гимназии № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского. Фото: Дмитрий Ерофеев / «Русская планета»

Урок французского языка в Гимназии № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского. Фото: Дмитрий Ерофеев / «Русская планета»

В связи с введением обязательного второго иностранного «Русская планета» узнавала, не пострадают ли другие предметы, не стоит ли более глубоко учить русский язык и зачем вообще нужны детям языки

Тамбовские школьники начиная с пятого класса должны изучать два иностранных языка. Новый образовательный стандарт действует с сентября этого года и касается всех российских школ. Пятилетнюю отсрочку получили учебные заведения, где не хватает преподавателей. Такие действия Минобрнауки вызвали неоднозначную реакцию общественности. В решении чиновников усмотрели необдуманность, а родители в один голос задались вопросом: для чего детям полиглотство и справятся ли они с нагрузкой. «Русская планета» побывала в Гимназии № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского, которая славится качеством обучения иностранным языкам и где новый стандарт применяют уже больше десяти лет.

– Углубленное изучение французского языка у нас — давняя традиция. В то время, когда гимназия официально была лингвистической, и ввели изучение второго иностранного языка — английского, — рассказывает директор Вера Епифанова. Начиная с двухтысячных годов дети изучают два иностранных языка уже с пятого класса. Основному языку уделяется большее количество часов, второму — чуть меньшее.

– Насколько серьезна нагрузка? Сколько часов уделяется французскому и английскому языкам?

– Во всех классах по-разному. Это зависит от формирования учебного плана. В пятых классах выделяют четыре часа на изучение основного иностранного языка, два часа — на второй. В старших классах нагрузка заметно больше. Кроме того, некоторые дети посещают элективные курсы. Оказываем мы и дополнительные платные образовательные услуги. Так как все участники образовательного процесса понимают, что начиная с 2020 года предстоит в обязательном порядке сдавать ЕГЭ по иностранному языку.

– На фоне введения второго иностранного появились разговоры о недостаточном внимании к родному языку. Каково соотношение русского и иностранных языков в вашей школе?

– Русскому языку, несомненно, внимания уделяется больше. Если говорить о пятых классах, то там на изучение русского языка выделено пять часов в неделю, а на изучение иностранного, как я уже сказала, четыре. Вообще сравнивать изучение родного языка с углубленным изучением иностранных — неправильно, да и невозможно. Мы — носители языка. Наоборот, изучение французского языка даже помогает. Читая «Войну и мир», мы видим, сколько глав у великого писателя написано на французском языке. А наши дети это могут читать и понимать.

– По какому принципу выбор пал именно на эти иностранные языки?

– Мы сегодня работаем с социумом и выполняем общественный заказ, то есть оказываем образовательные услуги. По требованию родителей мы можем начать изучать практически любой язык. Захотят они знать китайский, будут для этого условия кадровые, значит, будем его изучать. Конечно, потребуются специально подготовленные преподаватели.

– От родителей приходилось слышать необычные запросы? Может, кто-то желает, чтобы дети учили языки не только романо-германских групп?

– За изучением китайского точно никто не обращался. Все довольны французским и английским языками. Остальные — из области фантазий и разговоров. Конкретных запросов не поступало.

– А наоборот — противники такого совмещения языков среди родителей встречаются?

– Нет, у нас никогда даже вопросов таких не возникало. Это традиция учебного заведения, и родители прекрасно понимают, куда пришли их дети.

Здание гимназии № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского. Фото: Дмитрий Ерофеев / «Русская планета»

– Вы сказали, что многое зависит от наличия кадров. Насколько тяжело сегодня привлечь хорошего специалиста в школу?

– Найти достойных преподавателей действительно сложно. Человек должен жить языком, владеть им, гореть желанием научить детей. При этом он должен дать знания не только об алфавите, а привить коммуникативные умения. Горжусь, что у нас такие преподаватели есть. В целом в нашей гимназии сильный педагогический состав. У нас шесть преподавателей французского языка и девять преподавателей английского языка. Но большинство из них в возрасте. К сожалению, выпускники Тамбовского государственного университета не идут преподавать французский язык в школы. Так что стараемся сохранить преподавателей, которые у нас есть. Не скрою, желаем увидеть в своих стенах и новые, молодые лица.

– Действительно сильных преподавателей возможно вырастить уже в школе?

– Безусловно, у нас есть такие специалисты. К тому же все преподаватели обязательно проходят курсы повышения квалификации. Также они повышают уровень профессионального мастерства через семинары, которые организуют Тамбовский институт повышения квалификации и управление образования и науки Тамбовской области. Кроме того, существует аттестация. Я считаю, что преподаватели иностранных языков должны быть первой и высшей категории. Наши преподаватели практически все соответствуют этому уровню. Стараемся везде участвовать, чтобы получить дополнительные знания. Не забываем и про общение с педагогами других школ.

– В вашей гимназии преподаватели иностранных языков — полиглоты? Или под каждый язык приходится искать специалистов узкого профиля?

– У нас в основном полиглоты. Есть преподаватели, которые имеют специалитеты по французскому, по английскому языкам одновременно. Некоторые владеют даже немецким, который у нас, к сожалению, не востребован. Получается, специалисты, по большей части, универсальны.

– Преподаватели других дисциплин не страдают после введения дополнительного иностранного языка в программу?

– Стараемся с ними договариваться. Учебный план — как лоскутное одеяло, каждый тащит на себя. Преподавателю любой дисциплины хочется больше часов, чтобы быть уверенным в хороших знаниях детей. Учебный план образовательной организации состоит из инвариантной части и вариативной. Первая — основа, базовая часть, которую мы не должны уменьшать. В вариативную часть мы уже добавляем время на изучение второго иностранного языка и, если требуется, на остальные предметы. Учитываем все. Конечно, трудно соблюдать этот баланс, но базовая часть остается неприкосновенной.

– Каким образом отслеживаете качество знаний?

– В первую очередь — результаты ЕГЭ и образовательных конкурсов. Они высокие. Это говорит о том, что дети справляются с нагрузкой. Средний тестовый показатель ЕГЭ по французскому языку в этом году — 85 баллов, по русскому — 76 баллов. Это выше, чем в городе и области. Постепенно планку для себя делаем выше. Кроме того, у нас множество побед на олимпиадах различного уровня. В прошлом году наша ученица оказалась лучшей на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку. Тамбовский регион занял первое место, а девочка поступила в МГИМО на престижный факультет. Дети, выходя из школы с высоким знанием иностранных языков, востребованы. Особенно если они владеют французским языком. Преподаватели ведущих вузов страны отмечают высокий уровень подготовки наших выпускников. Дети поступают в вузы разной направленности, в том числе и в институты иностранных языков. Есть у нас выпускница, которая обучается сейчас во Франции.

– В чем главный секрет таких знаний? Возможен ли какой-то совет другим школам, где только планируют вводить второй язык?

– Много в гимназии делается для популяризации языков. Мы часто организуем для учеников встречи с носителями языка. Для этого используем все возможности, в частности, посещаем в Тамбове мероприятия, где участвуют иностранные делегации, носители языка из франкоговорящих стран. Старшеклассники иногда выступают в роли гидов-переводчиков, что дает возможность погрузиться в языковую среду. Кроме того, мы встречаемся с иностранными студентами, которые учатся в Тамбове.

Урок английского языка в пятом классе Гимназии № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского. Фото: Дмитрий Ерофеев / «Русская планета»

– Какое преимущество есть у выпускников, говорящих на двух иностранных языках?

– Юристов, экономистов, владеющих английским языком, сегодня много, обратная ситуация с французским. Поэтому такие знания — это хорошая возможность личностного и карьерного роста.

В гимназии учатся почти 900 детей. Во время перемены корреспондент РП пообщался с будущими специалистами и узнал подробности об учебном процессе.

– Я начала учить английский язык с первого класса, а уже с пятого приступила к французскому — делится Юля Попова. Во-первых, так учить, на мой взгляд, легче. Потому что есть база первого языка. Некоторые слова схожи в произношении и написании. В будущем я планирую поступать на факультет международной журналистики. Вот тогда-то мне и пригодятся эти знания. Нужно будет сдавать и английский, и французский.

Ровесница Юли, девятиклассница Александра Стромова призналась, что иногда возникает путаница при изучении двух иностранных языков. Но вот нагрузками школьницу точно не испугаешь.

– Честно говоря, хоть и путаюсь иногда, но не часто. Это скорее машинально. В таких случаях быстро себя поправляю. Я занимаюсь большим теннисом и часто выезжаю на международные соревнования. Считаю, что мне как спортсменке знать два иностранных языка просто необходимо. К тому же французский — основный язык теннисистов. Летом была на турнире в Словении. До этого посещала Францию и другие европейские страны. Знания, полученные в гимназии, дают возможность общаться со спортсменами, с тренерами других государств.

Своеобразное резюме нашей теме составила ректор тамбовского института повышения квалификации работников образования Галина Шешерина. Она рассказала «Русской планете» о готовности региона к новому образовательному стандарту, о решении кадровых проблем и материальных вопросов.

– Какое количество тамбовских школ сегодня применяют этот новый образовательный стандарт?

– Сейчас, по сути, у нас второй иностранный язык изучают в тех школах, где он был и раньше. Это несколько городских школ. Остальные школы пока не готовы к такому стандарту.

– В чем главная проблема?

– Пожалуй, недостаток кадров. Это одно из условий введения второго иностранного языка. С этого года на базе тамбовского института повышения квалификации начинается переподготовка учителей, чтобы они могли преподавать второй иностранный язык. Переподготовка будет вестись по наиболее востребованным сегодня языкам в Тамбовской области. Помимо английского и французского языков внимание уделим еще и немецкому. Подтверждаю, школы сегодня крайне заинтересованы в том, чтобы к ним приходили такие специалисты. Естественно, в нынешних условиях об изучении каких-то экзотических языков речь вообще не идет. Возможно, в далекой перспективе поговорим об испанском и итальянском.

– В перспективе ближайших пяти лет реально решить проблему нехватки специалистов?

– Я думаю, что возможно. Да, это потребует очень серьезных вложений, но тем не менее. Не стоит забывать о периоде адаптации. Поэтапно, в течение пяти лет этот стандарт может заработать в нашей области. Хорошо, что у некоторых учебных заведений уже сейчас есть такой опыт.

– Как быть сельским школам?

– Скорее всего, для них эта проблема, действительно, окажется наиболее острой. Ведь и сейчас в сельских школах есть проблемы с учителями иностранного языка. Мы в свою очередь будем искать варианты выхода из этой ситуации. Одним из таким направлений может стать дистанционное обучение. Это одна из технологий, которая применяется достаточно активно. С компьютерами в школах сейчас неплохо. Они есть, интернет тоже. Это не такая серьезная проблема. Средства же на такое обучение могут быть выделены в рамках субсидии. Если в сельской школе, например, совершенно нет учителя иностранного языка и невозможно его туда привлечь — никто не едет, — организация дистанционного обучения для директора школы является единственным выходом.

 – Когда все наладят, а в это очень хочется верить, какое место в образовательном процессе займет русский язык? Осмелитесь на прогноз?

– В целом русскому языку сейчас отводится очень серьезное место, и множество программ уже запущены на то, чтобы популяризировать его. Могу с уверенностью сказать, что на русском языке новый образовательный стандарт никак не отразится. Это однозначно.

«Приходится искать не талантливых детей, а талантливых родителей» Далее в рубрике «Приходится искать не талантливых детей, а талантливых родителей»Дирижер детского народного оркестра о поездке на выставку «ЭКСПО», современных конкурсах и недоступности частных музыкальных школ Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»