«О любви речи практически не шло»
Молодые супруги и гости после венчания. Фото из архива Владимира Ермакова.

Молодые супруги и гости после венчания. Фото из архива Владимира Ермакова.

Корреспондент РП узнала, как проходили свадебные обряды в Тамбовской губернии и почему холостых считали неполноценными

На Руси вступление в брак и продолжение рода всегда считались главными предназначениями человека, а свадебная церемония имела особый сакральный смысл. Временем становления русского свадебного обряда принято считать XIII–XIV века. Однако в каждом регионе формировалась своя специфика в зависимости от географического положения, времени заселения и других факторов.

Неженатые колдуны и незамужние ведьмы

По данным всеобщей переписи населения Российской империи, которая проводилась в 1897 году, в Тамбовской губернии в браке состояли около 70% взрослого населения. Холостых мужчин и незамужних девиц было около 20%. Еще 10% составляли вдовы. Количество разведенных было ничтожно мало. На весь город Тамбов, согласно официальным документам, приходилось 35 мужчин и 88 женщин, прервавших брак.

– Вступление в брак на Руси было как бы моральным долгом человека не только перед обществом, но и перед Богом, — рассказывает краевед Владимир Ермаков. — Семья была признаком добропорядочной жизни, а если взрослый физически здоровый человек оставался холостым, его считали неполноценным, побаивались, сторонились. Считалось даже, что неженатые мужчины и незамужние женщины со временем становились колдунами и ведьмами. Это и в русских пословицах отражено, в народе говорили: «Поповой собаки, отставного солдата, да старой девки злее нет».

Государство поддерживало вступление в брак на законодательном уровне. При распределении земель женатые мужчины получали наделы в два раза больше, чем холостые. Женщинам земля не полагалась.

– Люди жили по принципу соборности, — говорит заведующая отделом использования и публикации документов тамбовского областного архива Галина Ходякова, — пожилые люди, вдовы, «солдатки» могли надеяться только на помощь общины, своих детей или внуков. Как правило, без этой помощи их никогда не оставляли.

Создание семьи считалось делом серьезным и ответственным, неопытным «молодым» не доверяли самим строить свою судьбу. Почти во всех случаях женихов и невест выбирали родители.

Тамбовские молодожены. Фото из архива Владимира Ермакова

– О любви речи практически не шло, это было дело второстепенное — стерпится-слюбится. Пару старались выбрать из уважаемой, трудолюбивой и нравственной семьи. Возраст вступления в брак устанавливался церковью и государством и регламентировался довольно строго. До 1830 года девушки могли выходить замуж с 13 лет, а юноши жениться — с 15. Потом брачный возраст постепенно повышался. Сначала до 16 и 18 лет соответственно, потом и вовсе до 21 года для юношей. Слишком ранние браки для мужчин не приветствовались. А вот невесту старались взять помоложе — чтобы слушалась, — поясняет Владимир Ермаков.

«Большой запой» под крики: «Горько!»

Краевед рассказывает, что в дореволюционном Тамбове свадьба представляла собой комплекс обрядов, которые веками проходили по установленному сценарию — сватовство, сговор, девичник, венчание, брачная ночь, свадебный пир. Тамбовские свадьбы вобрали в себя ритуалы деревень южных губерний, так как население здесь состояло в основном из переселенцев с юга.

– На этапе сватовства подключались свахи. Это были активные словоохотливые женщины средних лет. Приходя в дом к потенциальному жениху или невесте, они не заводили разговоры напрямую, только иносказательно — «У вас товар, у нас купец» или «У вас ярка (молодая, еще не ягнившаяся овца. — Примеч. авт.), у нас пастух». Если обе стороны все устраивало, начинался сговор. Именно он считался первым этапом уже непосредственно свадебного обряда. В семью невесты по очереди приходили представители жениха — сначала сваты, потом родители.

Девушка в костюме невесты. Фото из архива Владимира Ермакова.

Во время сговора обсуждалась материальная сторона — размер приданого невесты, подарки жениха. Когда все «технические» вопросы были улажены, на стол ставились угощения и начинался так называемый «запой», неотъемлемыми атрибутами которого были хлеб и соль.

– Гости угощались и пили вино, подружки невесты пели венчальные песни, а сама невеста причитала, — говорит Ермаков. — Через несколько дней снова приглашались гости. Это называлось «большим запоем». На нем невеста с женихом уже сидели рядом друг с другом и впервые прилюдно целовались под крики: «Горько». Но это все была еще только подготовка к бракосочетанию. Потом был канун свадьбы. Устраивался девичник, на котором под печальные песни невеста прощалась с подружками, детством, юностью и родной семьей.

Мак, хмель и репей в разноцветных лентах

Главным на свадебном обряде был дружка или, как говорили на Тамбовщине, «дружко» — ведущий всей свадебной церемонии. В доме жениха готовили «свадебный поезд». Во время «поездки» этого символического поезда к дому невесты ему чинились всяческие препятствия, за прохождение которых надо было выплачивать выкуп. После благословения родителей жених с невестой ехали в церковь, но все еще в разных санях. В церковь невесту часто вели за руки. Это символизировало отсутствие жизненных сил у молодой. А вот из церкви она уже выходила сама и все участники церемонии ехали в дом мужа.

– Родители снова благословляли молодых, осыпая их на пороге маком и хмелем, — продолжает краевед. — Новоиспеченные муж и жена обедали в отдельной комнате и присоединялись к пирующим гостям позже. Вот здесь уже начиналось настоящее веселье — пелись свадебные песни, а ближе к концу вечера — частушки. Молодых провожали в спальню, а утром их поднимал дружко и праздник продолжался. На второй день молодая жена должна была впервые вымыть пол в избе. На стол ставилось специальное украшение, которое называлось «сад» — репей в разноцветных лентах. Праздновать свадьбу полагалось три дня. В последний день, перед тем как гости разойдутся, их угощали яичницей и блинами.

«Я думал, что все русские пьют водку, но это, конечно, не так» Далее в рубрике «Я думал, что все русские пьют водку, но это, конечно, не так»Иностранцы, живущие в Тамбове — о языковых проблемах, любви к пельменям и русской зиме Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»